Рейтинг@Mail.ru
Фалеев: МЧС делает жизнь в России более безопасной и благоустроенной - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фалеев: МЧС делает жизнь в России более безопасной и благоустроенной

© Фото : предоставлено Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС РоссииНачальник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России Михаил Фалеев
Начальник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России Михаил Фалеев
Читать ria.ru в
О достижениях российской государственной системы защиты населения, ее интеграции с гражданской обороной и перспективах развития в преддверии 25-летия МЧС России в интервью РИА Новости рассказал начальник Центра стратегических исследований гражданской защиты ведомства Михаил Фалеев.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в конце декабря отмечает 25-летие со дня своего создания. За прошедшую четверть века в России создана структура, не имеющая аналогов в мире по своим масштабам и возможностям. Сегодня МЧС — это почти 300 тысяч человек, третье по численности силовое министерство в России, одна из лучших спасательных служб в мире.

О достижениях российской государственной системы защиты населения, ее интеграции с гражданской обороной и перспективах развития в преддверии юбилея ведомства в интервью РИА Новости рассказал начальник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России Михаил Фалеев.

— Михаил Иванович, каковы, на ваш взгляд, основные итоги 25-летнего пути министерства?

— Следует отметить следующие социально значимые результаты. Благодаря возросшему профессионализму пожарных и спасателей, органов управления за прошедшие годы создана действенная система защиты населения и территорий от бедствий и катастроф, сформирована ее нормативно-правовая база, ресурсный потенциал. Эта система востребована обществом, на практике реализует заботу государства о своих гражданах и пользуется авторитетом у людей.

Создана целая отрасль производства средств поиска и спасения, оборудования и телекоммуникационных комплексов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Если 25 лет назад в стране функционировало несколько предприятий, изготавливавших пожарную технику, то сейчас более 2000 фирм, заводов, конструкторских бюро выполняют заказы, обеспечивающие различные формы и методы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, осуществляется постоянная подпитка структур МЧС России, специализированных организаций технологическими новшествами.

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что за прошедшие годы благодаря деятельности МЧС России наша страна стала признанным лидером в мировом сообществе по оказанию квалифицированной спасательной и гуманитарной помощи зарубежным государствам при природных, техногенных катастрофах и вооруженных конфликтах.

— Россия ведь практически сразу приступила к созданию полномасштабной сети мониторинга и прогнозирования ЧС?

— Да, организовав систему реагирования на бедствия и катастрофы, Россия начала последовательно формировать сеть мониторинга и прогноза бедствий, а также функционирующих на местном уровне систем управленческой координации (центры управления в кризисных ситуациях, "112") и информационной помощи людям.

Тем самым сейчас приоритетами деятельности МЧС России стали выявление и снижение рисков, профилактика возможных чрезвычайных ситуаций, повышение компетентности и быстроты реагирования не только на реальные беды, но и на их предпосылки.

—  Для такой масштабной работы министерству требуются квалифицированные кадры. В чем особенности их подготовки?

— За эти годы подготовлена солидная когорта руководителей органов управления различного уровня, способных не повторять прошлых ошибок, достаточно эффективно бороться с бедствиями и ликвидировать их последствия. При этом акцент превентивных и реагирующих действий государства последовательно перемещался с московского управления на места.

Параллельно формировалась система обучения молодежи основам культуры безопасности, что стало предпосылкой настройки на безопасный образ жизни всего общества.

— Мир стремительно меняется: другими стали природа, техносфера, общество, международные отношения… Какой вы видите в перспективе национальную систему защиты от различных угроз?

— Очевидными стали тенденции глобальных перемен климата, трансграничности и каскадности бедствий, распространение новых болезней, нарастание потоков беженцев, увеличение очагов войн и проявлений терроризма.

Эти события и явления представляют собой серьезный вызов национальной системе защиты населения и территорий от бедствий и катастроф. И она должна быть готовой не только адекватно парировать этот вызов, но и реализовать заложенный в ней потенциал к самонастройке и модернизации во всех необходимых направлениях: организационном, ресурсном, кадровом, технологическом, научном, информационном и других.

— Какие первоочередные меры в связи с этим планируется предпринять?

— Уже в ближайшее время будут сформированы новые основы государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от бедствий, пожаров, катастроф на акваториях. Это, в свою очередь, повлечет разработку соответствующих нормативно-правовых актов, перераспределение финансовых, материальных и кадровых ресурсов с учетом новых приоритетов, построение современных научно-технических подходов к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В этой связи не могу не упомянуть необходимость сопровождения системой защиты населения и территорий от бедствий инфраструктурных проектов государственной важности по освоению ресурсов Арктики и Дальнего Востока, развитию Крыма.

Вместе с нашими подразделениями в зоны экстремального климата придет снаряжение, техника и оборудование с соответствующими температурными, влажностными, ветровыми параметрами качества.

Очевидно, что исходя из изменившегося характера вооруженных конфликтов и изощренности террористических актов, предстоит укреплять и развивать единую управленческую структуру и ресурсную основу российской государственной системы защиты населения и территорий от бедствий и катастроф и системы гражданской обороны, создавая фундамент для превращения их в будущем в государственную резервную систему.

— Риски ЧС, возникающие в процессе глобального изменения климата и хозяйственной деятельности, давно тревожат ученых всего мира. Сформирована ли уже программа совместных действий?

— Анализу современных угроз и опасностей, поиску путей их эффективного преодоления была посвящена состоявшаяся в 2015 году III Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий. На ней была принята рамочная программа действий международного сообщества на ближайшие 15 лет.

Основными акцентами этой программы стали необходимость овладения технологиями выявления, анализа и управления рисками и обеспечения компетентной организации предупреждения бедствий и спасения населения на местном уровне.

Россия не должна терять набранного в данных направлениях темпа. Подтверждением этому стала презентация передовых научных достижений в области управления рисками на Международном конгрессе в Москве в октябре 2015 года. Такие конгрессы будут проходить в столице регулярно.

Имеющийся в нашей стране у атомщиков, энергетиков, нефтяников и газовиков опыт управления рисками предстоит адаптировать к проблемам социально-экономического развития регионов, субъектов федерации, муниципальных образований.

В МЧС России рискоориентированный подход к оценке опасностей последовательно внедряется в органах надзора. Впереди — переход к планированию жизни субъектов федерации с целями достижения приемлемого и гарантированного уровней рисков.

Учитывая уникальные размеры, разнообразные природно-географические зоны нашей страны, непростой, но подлежащей обязательному исполнению задачей представляется обеспечение к 2030 году практически полного охвата населения системами оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Вооруженный конфликт на Украине в очередной раз продемонстрировал, что система гражданской обороны не может, опираясь на существующую международную правовую базу, оказывать эффективную помощь в сохранении жизней людей, находящихся в очагах боевых действий.

В Женевских конвенциях 1949 года и дополнительных протоколах 1979 года обнаружились серьезные пробелы. ООН не имеет структур (миротворцы не решают подобных задач), организующих выживание населения под обстрелами противоборствующих сторон.

— Что предлагается сделать для решения этой проблемы?

— Возникла необходимость усовершенствовать международные правовые механизмы. Для этого целесообразно выработать единые позиции мирового сообщества в решении общих проблем организации современной гражданской обороны.

Целесообразно собрать в России под эгидой Международной организации гражданской обороны и Международной организации Красного Креста Всемирную конференцию по гражданской обороне, которая не проводилась более 10 лет, и попытаться устранить существующие противоречия.

— Какие перемены ожидают отечественную систему гражданской обороны?

— Национальной гражданской обороне предстоит модернизация. Она должна стать более мобильной, сконцентрированной на действиях по сохранению основных критически важных объектов, технически оснащенной для ликвидации последствий террористических актов, в том числе — химического, биологического и радиационного характера.

Будет пересмотрено внутреннее содержание и технологии задач гражданской обороны. Так, вопросы необходимой эвакуации будут решаться не только исходя из местных условий и реально сложившихся отношений собственности, но и с использованием возможностей личного автотранспорта, наличием дачного фонда в пригородных зонах. А это уже новый уровень взаимодействия государственных органов, руководства предприятий и общественности.

Также планируется развитие технологий информационного противодействия попыткам негативного информационно-психологического воздействия на население с целью провоцирования социальных конфликтов в зонах чрезвычайных ситуаций.

Традиционное понимание маскировки объектов также получит новую трактовку в связи с поэтапным переходом на радиоэлектронные и информационные методы обеспечения незаметности.

— Какие технические новшества будут внедряться в самое ближайшее время?

— Технологическое развитие тоже имеет ряд приоритетов. Прежде всего, это совершенствование авиационной компоненты, обеспечивающей не только стратегическую мобильность сил и средств, но и расширение спектра мониторинговых, поисковых, пожарно-спасательных действий. Широкое применение в поиске и оценке обстановки в каждом регионе найдут беспилотные летательные аппараты.

На плечи роботов постепенно будут переходить особо опасные действия пожарных и спасателей во всех средах: на земле, под водой, в воздухе. Личные возможности спасателей серьезно увеличат экзоскелеты.

"Вечно зеленой" темой для развития является создание информационно-телекоммуникационных систем и программно-аппаратных комплексов. По всей стране в течение двух лет заработает "тревожная" система "112", направленная на оптимальное общение граждан и органов управления при различных невзгодах.

Все большей популярностью в органах власти пользуются комплексные системы безопасности, в частности "Безопасный город", значительно облегчающие контроль за обстановкой на территориях и объектах, ускоряющие принятие в случае необходимости адекватных мер.

—  Наметились ли пути решения проблемы обнаружения опасных космических тел?

— Задача эта чрезвычайно трудная и требующая тесного международного взаимодействия. Деятельность систем мониторинга небесных тел сопровождается не только наращиванием космической группировки и оптико-электронных систем, но и постоянным научно-методическим и информационно-телекоммуникационным развитием.

Так, помимо расширения объемов и улучшения качества информации зондирования Земли из космоса, совместно с РАН начнется планово решаться задача обнаружения метеоритов и астероидов, внезапно появляющихся в галактике и угрожающих падением на нашу планету.

— Михаил Иванович, как идет сотрудничество МЧС с зарубежными партнерами?

— В последнее время Россия активно сотрудничает в политическом, экономическом и военном планах с рядом государств, сформировавших региональные политико-экономические союзы. В связи с этим предполагается активизировать работу по созданию совместных мониторинговых и информационно-управляющих структур. Это позволит оперативнее взаимодействовать при угрозах трансграничных бедствий, своевременно организовывать экспертную поддержку и гуманитарную помощь.

Продолжится создание межгосударственных спасательных центров, реализующих российские пожарно-спасательные технологии в заинтересованных странах.

— Не пострадает ли от санкций наша сфера предупреждения ситуаций?

— Очевидно, что в ближайшие годы России придется развиваться в условиях ограниченных ресурсов. Но это не означает консервации сферы безопасности и противостояния бедствиям и катастрофам. Резервы существуют, один из них — в страховании. Соответствующие законодательные проекты, оптимизирующие финансовое взаимодействие государства, страховых компаний и населения, уже активно обсуждаются.

По-видимому, ряд социально значимых функций (тушение пожаров, охрана лесов в пожароопасный период, помощь в организации спасения на водах, поисковые работы и т.д.) постепенно будет выполняться на основе государственно-частного партнерства.

Удачные примеры такого взаимодействия имеются. Более весомым в профилактику пожаров и помощи в борьбе с ними станет вклад общественных пожарных команд. В целом работа с волонтерами и их участие в спасательных действиях получат законодательную базу и, значит, — организационно-финансовую поддержку государства.

— А как планируется развивать работу с населением? Ведь многое в вашей работе зависит от знания простых людей того, как не только избегать чрезвычайных ситуаций, но и действовать в том случае, если ЧП все же произошло.

— Планомерное воспитание культуры безопасности населения как элемента национальной культуры по-прежнему останется важнейшим фактором успеха деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Расширение спектра средств электронного общения диктует необходимость присутствия на информационном поле разнообразной и изобретательной информации о борьбе с бедствиями не только от ответственных руководителей, специалистов и ученых, но и неформальных лидеров.

В МЧС России сформирована программа совершенствования информационной политики, ориентированной на разные категории населения. Однако для ее реализации необходимо тесное сотрудничество с деятелями культуры, профессиональными журналистами, психологами, авторитетными блогерами.

Такая работа уже идет. Надеюсь, что во взаимодействии с учебными заведениями, общественными организациями МЧС России сумеет добиться внедрения в повседневность основополагающего для каждого человека принципа: "Жить, не создавая опасности для себя, своей семьи, своего дома, своего города или села, своей страны".

Определенную трансформацию предстоит пережить самой идеологии оказания помощи людям при чрезвычайных ситуациях. Пожалуй, эти изменения можно охарактеризовать как бОльшую человекоцентричность.

Ученые считают, что достигнутый уровень и планируемые рубежи развития системы защиты населения и территорий от бедствий и катастроф позволяют строить ее работу с учетом более полного удовлетворения потребностей пострадавших и преодоления их страхов и опасений.

Вместе с возрастанием компетентности органов управления на местах и их возможностей, повышением технологичности процессов спасания, улучшением состояния культуры безопасности, в повседневной деятельности будет осуществляться постепенный переход к индивидуальной работе с жителями в целях разъяснения их личных обязанностей и ответственности в обстановке существующих рисков, а также набора услуг и поддержки, гарантированных государством.

Эти и другие меры позволят в будущем обеспечить нашим людям жизнь в более безопасной и благоустроенной России.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала