МОСКВА, 13 дек – РИА Новости. Большой театр совместно с Английской Национальной Оперой (АНО) представляет постановку оперы Генделя "Роделинда". Это вторая барочная опера композитора в ГАБТе. Первой была "Юлий Цезарь" в 1979 году. И вот спустя несколько десятилетий вторая опера Генделя "Роделинда" увидит свет рампы на сцене прославленного театра России. Премьера состоится 13 декабря на Новой сцене Большого театре, сообщили РИА Новости в пресс-службе ГАБТа.
Одна из самых красивых опер
Общепринято, что "Роделинда" — одна из самых красивых опер Генделя, написанная в период расцвета его таланта, когда в 1720-е годы композитор создает один шедевр за другим.
Либреттист Никола Франческо Хайми переработал для Генделя либретто, написанное Антонио Сальви по пьесе Пьера Корнеля "Пертарит. Король ломбардцев".
Композитор приступил к сочинению оперы в конце 1724 года, создав уже "Юлия Цезаря" и "Тамерлана". В начале следующего года работа была завершена и вскоре состоялась премьера. Спектакль шел несколько лет в театрах Великобритании и Германии.
Возрождение "Роделинды"
В ХХ столетии началось возвращение этой оперы Генделя в мировой репертуар. В 1920-ом году оперу поставили в Германии, а в 1939 она вновь вернулась на родину.
Постановка "Роделинды" в Большом театре — это копродукция с Английской Национальной Оперой (АНО). Свою версию произведения Генделя представит на сцене ГАБТа один из самых востребованных британских режиссеров Ричард Джонс. Музыкальный руководитель и дирижер Кристофер Мулдс. Премьера в АНО состоялась в 2014 году и была очень хорошо принята.
"Мы в восторге от того, что одна из самых прекрасных опер Генделя исполняется в Москве на сцене Большого театра. Большой — великий театр, обладающий колоссальным потенциалом и огромными возможностями, — стал частью мировой оперной семьи. И такие совместные работы крупных оперных домов только укрепляют наши творческие и человеческие отношения", — сказал накануне премьеры Джон Берри, экс-директор АНО.
Музыка идет прямо к сердцу
"Как только берешь в руки партитуру Генделя, то сразу чувствуешь в ней какую-то фантастическую внутреннюю энергию и силу, — сказал накануне премьеры Кристофер Мулдс, — И это то, что я стараюсь передать артистам и, конечно, зрителям. Музыка Генделя сразу обращается к человеку и сразу трогает его, идет к сердцу. Я много дирижировал произведениями Генделя — три раза выступал в Москве, но с "Роделиндой" встречаюсь впервые. Я счастлив, что могу дирижировать этой оперой в Большом театре".
"Роделинда" Генделя требует особого состава барочного оркестра. По словам дирижера, здесь используются деревянные блок-флейты, теорбы — инструменты еще никогда не звучавшие в Большом театре, чембало.
"Конечно, пришлось много и интенсивно работать с оркестром, но в итоге сейчас у нас идет прекрасный звук из оркестра", — сказал Кристофер Мулдс.
Интересно, что сам маэстро одновременно дирижирует и играет на клавесине — чембало, как это, по его словам, делал и сам Гендель.
Смесь триллера и черной комедии
Постановка Джонса переносит действие оперы в воображаемую послевоенную Италию, во время более близкое сегодняшнему зрителю.
Сам режиссер говорил о спектакле, что "это экспертиза. Судебная экспертиза того, как семь человек взаимодействуют друг с другом в чрезвычайных обстоятельствах, положенная на изысканную и крайне оригинальную музыку".
Лондонская пресса назвала постановку Джонса "смесью триллера в стиле нуар и сюрреалистичной черной комедией".
"Это редкая постановка, которая исследует сильную политическую драму Генделя с большим умом и даже своенравием", — писала "Гардиан".
Блестящий ансамбль
"Роделинда" требует особого состава вокалистов, специализирующихся на барочной музыке. В опере две центральные партии предназначены для редкого типа голоса — контратенора. Большой театр пригласил для исполнения этих партий звезду мировой оперы Дэвида Дэниэлса и молодого талантливого певца Уильяма Тауэрса. Также в спектакле заняты такие первоклассные вокалисты, как российско-американская певица Дина Кузнецова, известный британский тенор Пол Найлон, румынская певица Руксандра Донозе, баритон Ричард Буркхард. "Немую" роль Флавия исполнил британский актер Мэтт Кейси.
Вместе с режиссером Ричардом Джонсом и дирижером-постановщиком Кристофером Мулдсом, над постановкой "Роделинды" в Большом работали: художник-постановщик Джереми Герберт, художник по костюмам Ники Джиллибранд, художник по свету Мими Джордан Шерин и хореограф Сара Фейхи.
Нынешняя совместная работа АНО и ГАБТа будет идти на Новой сцене Большого театра в течение двух сезонов 16 раз. После этого декорации будут отправлены в Великобританию, где Английская Национальная Опера вновь планирует показ "Роделинды" в этой постановке в сезоне 2017 — 2018гг.