МУРМАНСК, 11 дек – РИА Новости. Бизнесмен Осмо Колу, приехав 10 лет назад на Кольский полуостров из Финляндии и поработав в разных сферах, нашел здесь занятие по душе: его компания занимается продажей северного лесного богатства – диких ягод. Выучив новое для многих россиян слово "импортозамещение", он намерен развивать бизнес в Мурманской области и предлагать на рынок продукцию местного производства.
Страна по обмену
Впервые Осмо приехал в Мурманскую область в начале 2000-х годов – тогда он учился в университете и принял участие в одной из программ студенческого обмена. Правда, о том, что Россия станет особой страницей его биографии, тогда даже не задумывался. "За это время, за полгода, наверное, выучил русский язык. Когда уезжал отсюда, уже мог разговаривать свободно", — вспоминает Осмо.
В отличие от многих своих соотечественников, долгое время проживших в России, но сохранивших фирменный финский выговор, Осмо говорит на русском практически без акцента. Такое впечатление, что и думает он по-русски. Из черт финского характера сохранил разве что размеренность речи, неспешность в движениях и скупость на эмоции.
Поиски работы после окончания университета привели Осмо в Мурманск – здесь ему предложили сделать исследование для компании, занимавшейся деловым туризмом. О потребностях приезжающих на российский север иностранцев Осмо знал не понаслышке, так что в этой сфере задержался на несколько лет. Говорит, финские друзья не отговаривали, только мама жалела о том, что сын уехал далеко от дома.
Впрочем, в Мурманске работа сама находила Осмо, и особого смысла уезжать в Финляндию он не видел. "Десять лет тому назад Россия была очень перспективной страной, более перспективной, чем сейчас. Тогда подъем был в экономике, интересно было", — говорит Осмо.
Ягодная поляна для бизнеса
"Я стал заниматься ягодами лет пять назад, работал в двух местах. В первой компании мы занимались только экспортом. А потом сын одного из учредителей открыл свою фирму и предложил мне участвовать, так я оказался здесь", — рассказывает Осмо.
Мурманская область – благодатный край для ягодного бизнеса. Многие ученые полагают, что ягоды, растущие за Полярным кругом, гораздо полезнее своих южных "собратьев": в них больше витаминов и антиоксидантов. Объясняется это тем, что в суровых природных условиях, при низких температурах и нехватке солнечного света, растениям приходится вырабатывать больше веществ, позволяющих им выживать и противостоять неблагоприятным факторам.
Ягоды – товар сезонный, но и сегодня на складе в Мурманске трудятся рабочие – вручную перебирают ягоды, сортируют, замораживают. "Мы принимаем ягоды у населения – морошка, черника, брусника, вороника, голубика, клюква. Объемы зависят от года. В моей работе самое большое количество морошки было 220 тонн – 11 грузовиков морошки", — вспоминает Осмо.
Морошка, которую называют "болотным янтарем" и "царской ягодой" – во многом пока недооцененный дар севера на юге. Пожалуй, только северянам хорошо известен вкус моченой морошки, мусса и особенно морошкового ликера – фирменного напитка здешних мест. Но Осмо надеется, что однажды ее вкус распробуют и в остальной части Европы.
"Морошка идет на экспорт в основном в Скандинавию. Ягоду дважды чистят вручную, она замораживается в форме блока в 20 килограммов. А вот чернику, например, бывает выгодно продавать здесь, в России: в Финляндии и Швеции цена ниже, спрос есть, но здесь можно получить цену повыше, нет смысла экспортировать", — поясняет предприниматель.
Сегодня компания ориентируется и на внутренний рынок – мелким оптом продают ягоду ресторанам, барам, пекарням.
Ягодное импортозамещение
Отвечая на вопрос о проблемах в бизнесе, о препонах и бюрократических сложностях, Осмо надолго задумывается и честно признается – такого, чтобы серьезно мешало бизнесу, не припомнишь. Ну, с кредитами сложности – а у кого их нет? Ну, конкуренция не дает расслабиться – так это держит в тонусе. Да и у санкций, в сущности, есть положительная сторона.
"Мы раньше занимались импортом овощей. Но, например, ввоз картошки из Евросоюза запретили еще летом 2013 года, еще до санкций. Санкции? Да нет, не особенно повлияли. Вот если бы закрыли экспорт – тогда морошка осталась бы в лесу", — улыбается Осмо.
Его идея – "если где-то что-то закрывается, то где-то должно что-то открыться". Запрет на ввоз ряда товаров из Евросоюза открыл новые возможности для бизнеса Осмо. "Мы собираемся выпускать товар – ягоды в фасовке замороженные, чтобы предлагать супермаркетам, фасовочную линию заказали, ждем", — говорит предприниматель.
По его словам, на Кольском полуострове можно прямо на месте выпускать морсы, варенья и другую ягодную продукцию. В Мурманской области недавно появился бренд "Сделано в Арктике", популяризирующий именно северную кухню. Эта идея близка тому, что делают в компании Осмо.
"Здесь мы хотим развивать местное производство, импортозамещение надо. Стоимость после обработки продукта выше будет. Про объемы рано говорить, чем больше, тем лучше, может, и в другие регионы будем предлагать", — планирует финский бизнесмен.
Пока он не знает, выгодны ли эти планы компании, но в том, что это интересное направление для бизнеса в России и новые возможности для развития, он не сомневается.