Ключевая ассоциация машиностроительной индустрии (КАМИ) объединяет 23 предприятия — поставщика промышленного оборудования, а также отраслевые вузы и НИИ. О состоянии отечественного рынка станкостроения, импортозамещении и продвижении продукции отрасли в интервью РИА Новости рассказал президент КАМИ Николай Зайкин.
— В чем вы видите основную задачу российского станкостроения?
— Главной задачей для нас сегодня является массовое техническое перевооружение российских предприятий как важнейший шаг в обеспечении экономической безопасности. С этой целью в рамках ФЦП "Национальная технологическая база" принята подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы". В качестве приоритета поставлен вопрос импортозамещения, безотлагательного обеспечения технологиями, оборудованием, запчастями и инструментом важнейших отраслей и приоритетных программ государства.
— Можно ли сегодня обеспечить российский рынок отечественными станками?
— Если говорить об оборудовании с высокими техническими характеристиками и сложными параметрами, то линейка отечественной конкурентоспособной продукции пока довольно узка, выпускается она в небольших объемах и достаточно дорога. Очень невелика доля выпускаемых станков с высокими показателями точности, чистоты обработки и многоосевой компоновкой. Объясняется это, в частности, тем, что большая часть станкостроительных предприятий нуждается в реконструкции.
На мой взгляд, для достижения относительной независимости от импорта в нашей отрасли понадобится не менее пяти лет. Мы знаем, что работа в этом направлении ведется: осуществляются ряд госпрограмм в рамках стратегии инновационного развития до 2020 года, предусматривается выделение крупных средств из бюджета на опытно-конструкторские разработки. Весьма перспективное направление — создание в регионах, в том числе, в особых экономических зонах, совместных с зарубежными инвесторами предприятий, способных производить самое высокотехнологичное оборудование.
— Какие удачные примеры импортозамещения вы могли бы привести?
— Достаточно яркие примеры импортозамещения можно увидеть, например, в лесопильном секторе. В силу обстоятельств здесь возникли предпосылки для развития: существующие заградительные пошлины на вывоз кругляка стимулируют лесопереработку, а снижение курса рубля — экспорт продукции древесины. При таком положении дел есть готовность развиваться, поскольку российские предприятия могут создавать конкурентное деревообрабатывающее оборудование. В результате на рынке появились российские комплексы лесопильного оборудования с механизацией, превосходящие по техническим характеристикам западные аналоги, и ниже по стоимости в 2-2,5 раза. Пример — линии KRAFTER Ассоциации "КАМИ".
— Как отразились на отечественном рынке станков западные санкции?
— Мы сталкиваемся с запретами на приобретение высокотехнологичного оборудования, возникают риски дистанционной блокировки, отказов от сервиса. Все это делает невозможной закупку существенной номенклатуры оборудования на Западе. Следствием этого стал резкий рост импорта станков из ЮВА. Помимо серийных станков, есть положительный опыт поставок уникального оборудования из КНР и Тайваня. Надо сказать, что рынок металлорежущих станков с увеличением доли ЮВА сильно изменился: появляются новые производители, стремительно расширяется номенклатура, появляются новые технологии.
Как я уже говорил, важно развивать кооперационные связи с зарубежными партнерами, которые имеют опыт разработки и производства качественных станков и комплектующих. Причем, не только с западными, но и с компаниями из азиатских стран. Сейчас мы убедились в том, что существенная доля оборудования из ЮВА по своему техническому уровню является достойной заменой западному. При этом нужно помнить, что в погоне за дешевизной, за простыми решениями можно получить кота в мешке, поскольку и конструкция, и исполнение, и комплектующие могут сильно отличаться по качеству. Если говорить об импорте, то добиться гарантированного результата можно только через проверенного поставщика оборудования, хорошо знающего рынок и его "подводные камни". Даже достаточно затратная поездка на производство может не дать полноценного результата, так как в этом случае потребитель не всегда увидит готовый образец интересующего оборудования, не получит возможности провести сравнение с продукцией других производителяей.
— Как же сделать правильный выбор?
— Российский менталитет — сначала "пощупать" товар. Именно для этого и служат крупные выставки, на которых можно досконально изучить оборудование разных производителей с его демонстрацией в работе. Кроме того, выставка — это форум для обмена знаниями и опытом.
Примером такого рода мероприятий могут служить центральные отраслевые смотры, организуемые московским "Экспоцентром", в частности, выставки "Металлообработка" и "Лесдревмаш". В "Металлообработке-2015", например, участвовали свыше 400 российских станкостроительных предприятий, а всего там было около тысячи экспонентов из 32 стран. Значение московских смотров возрастает и по мере снижения активности региональных выставок. Например, наша ассоциация — крупнейший поставщик многопрофильного оборудования — 10 лет назад участвовала в 80 региональных выставках, а сейчас — лишь в 6-10 в год. При этом объемы наших продаж увеличились. Это, на мой взгляд, говорит о недостаточной эффективности большинства региональных выставок.
Названные выставки являются серьезным инструментом поддержки импортозамещения, так как новые модели необходимо продвигать и демонстрировать "живьем". Естественно, это касается не только рынка МРС, но и других отраслей — дерево-, стекло-, камнеобрабатывающего и другого оборудования.
При этом надо заметить, что для многих отечественных производителей продвижение на выставках своей продукции, особенно крупногабаритной, весьма затратно. Например, лесопильную линию надо погрузить, привезти, смонтировать, оплатить расходы на электроэнергию, и так далее. На наш взгляд, этот вопрос заслуживает отдельного внимания и поддержки государства. Пока такая поддержка обеспечивается партнерством с организатором выставок, то есть с "Экспоцентром". Однако, сегодня просто необходимо на государственном уровне создать фонд поддержки участников выставок (особенно, в рамках импортозамещения). Учитывая сложную экономическую ситуацию, это было бы своевременно, так как выставки — это существенная статья затрат организации.