МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. Граждане Армении одобрили переход к парламентской форме правления, за это на референдуме, который состоялся в воскресенье, проголосовало 63% избирателей; однако оппозиция страны заявила о большом количестве фальсификаций и пригрозила бойкотом заседаний парламента.
По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, конституционная реформа в Армении и переход республики к парламентской системе правления отвечает вызовам, стоящим перед страной, но не позволит найти быстрое решение ее проблем. Они также полагают, что протестные акции не представляют собой реальной угрозы.
Референдум состоялся
Для принятия конституционных поправок за них должны были проголосовать как минимум 640 тысяч человек.
За ходом референдума следили шесть международных и 18 местных наблюдательных организаций, в том числе от миссии СНГ, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, а также представители иностранных ЦИК и аккредитованных в Армении посольств. От 18 общественных организаций Армении в ЦИК зарегистрировалось более 3 тысяч наблюдателей.
Как заявил РИА Новости глава миссии наблюдателей от СНГ Евгений Слобода, референдум по конституционной реформе в Армении прошел в спокойной и свободной атмосфере.
«Референдум по внесению изменений в конституцию Армении прошел в полном соответствии с избирательным кодексом республики, в спокойной и свободной атмосфере. Органы государственной власти и местного самоуправления провели его очень качественно и на высоком профессиональном уровне», — сказал собеседник агентства.
По его словам, миссия наблюдателей от СНГ, которая состоит из 78 человек, представляющих восемь государств Содружества, а также Межпарламентскую ассамблею СНГ, Парламентский комитет Союза Белоруссии и России, в ходе дня голосования посетила 508 избирательных участков практически по всей республике.
«В ходе посещения избирательных участков нарушений, способных повлиять на результаты выборов, нами не зафиксировано», — сказал Слобода.
Как сообщил РИА Новости глава Центризбиркома РФ Владимир Чуров, наблюдавший за ходом референдума, итоговая явка на референдуме в Армении оказалась даже выше ожидаемой. «Ожидалось порядка 40-45%", — пояснил глава ЦИК России.
Оппозиция заявляет о массовых фальсификациях
«Я хочу напомнить, что Армения проводила четыре конституционных референдума. В 1995 году, по официальным данным, в референдуме приняли участие 1,2 миллиона человек, в 2003 году — столько же, а в 2005 году, когда оппозиция заявила, что бойкотирует референдум, люди вообще не пришли на избирательные участки, тем не менее, власти заявил об участии 1,5 миллиона человек. То есть это нарисованная цифра», — сказал Зурабян журналистам.
По его словам, после того, как Армению покинули, по официальным данным, 300 тысяч человек, участие в референдуме 1,3 миллиона граждан "несравнимо с демографическими показателями".
«Самое парадоксальное заключается в том, что наперекор всему объему фальсификаций произошло то, о чем мы говорили. То есть 95% народа идет и в массовом порядке голосует «против», и никакие фальсификации не смогут этому воспрепятствовать», — сказал он, добавив, что, по данным штаба «Нет!», на большом количестве избирательных участков избиратели проголосовали против реформ.
Зурабян заявил в ходе заседания парламента, что фракция оппозиционного «Армянского национального конгресса» (АНК) будет бойкотировать заседания Национального собрания Армении.
В областные следственные отделения Армении поступили 127 сообщений по поводу нарушений во время конституционного референдума, информацию о большинстве нарушений СК получил от СМИ, сообщила в понедельник пресс-служба Следственного комитета республики.
По информации СК, 79 сообщений связаны с нарушениями в Ереване, 48 — в областях.
Суть реформы
Национальное собрание (парламент) Армении 5 октября большинством голосов одобрило подготовленный профессиональной комиссией проект конституционных реформ, предусматривающий фактический переход к парламентской системе правления.
Согласно проекту, президент Армении будет избираться не на пять лет, как в настоящее время, а на семь, и не на прямых выборах, а депутатами и избранными представителями органов местного самоуправления. Президент Армении не может быть членом какой-либо партии и избираться более одного раза.
Высшим органом исполнительной власти будет правительство, которое разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. На него также будет возложено общее руководство системой госуправления. Президент будет назначать премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. Если в парламенте не получится договориться по кандидатуре главы правительства, то Национальное собрание будет распущено. Вооруженные силы также будут подчиняться правительству, а верховным главнокомандующим во время войны будет премьер-министр.
Избираемый на пять лет однопалатный парламент будет состоять минимум из 101 депутата (сейчас 131), среди которых будут представители нацменьшинств. Если по итогам выборов в парламенте не будет стабильного большинства, предполагается проводить второй тур выборов, в котором будут участвовать две партии, получившие максимальное число голосов.
Непростой переход
«Это не первый на постсоветском пространстве прецедент перехода на парламентскую форму правления. Раньше подобная схема была реализована, в частности, в Грузии, что повлекло за собой неоднозначные процессы и, по крайней мере, не привело к моментальному решению проблем республики», — напомнил эксперт,
«Я думаю, что то же самое будет и в Армении, которой теперь предстоит достаточно непростой и болезненный этап совершенствования законодательства и его перевода в соответствие с новой конституций», — полагает Арешев.
По его словам, парламентская форма правления "достаточно сложная схема" и предполагает "достаточно твердую корректировку механизма принятия решений, внутриполитических и внешнеполитических". "Собственно, это и вызывало беспокойство у тех, кто относился к этому референдуму со скепсисом», — считает Арешев.
При этом эксперт выразил надежду на то, что конституционные изменения в Армении не повлияют на взаимодействие Еревана с Москвой и другими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Заместитель гендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев считает, что реформа конституции направлена на укрепление стабильности политической системы Армении и отвечает сложившемуся в стране партийно-политическому балансу.
«Комбинация, которая предпринята по перераспределению полномочий от президентской вертикали к парламенту и премьеру, она повышает устойчивость политической системы Армении. Надо исходить из того, что политическая практика, расклад сил сложились таким образом, что главную роль играет не лидер, не избранный президент, а та группа, которая его поддерживает», — заявил он.
«Интересы правящей группы перераспределены между несколькими бизнес-альянсами, это дает возможность в реальности отойти от жесткой вертикали президентской власти к более демократичной системе, сохраняя возможность управления страной теми силами, которые уже находятся у власти, но методами партийного контроля», — добавил он.
По его словам, такая трансформация не уникальна для постсоветского пространства. Такой переход даже периодически обсуждается в России.
«Любая страна, где достаточно длительный период были апробированы и выработаны механизмы межпартийного взаимодействия, несмотря на то, насколько сильна вертикаль президентской власти, способна на такую трансформацию. Нужно просто понимать, насколько такая реформа отвечает тем вызовам, которые стоят перед страной», — пояснил он.
В случае с Арменией, по словам эксперта, «такая очевидность есть». «Это не скоротечная реформа, к ней шли последние несколько лет. К этому нужно относиться как к интересному примеру подобной трансформации, за ним будет интересно следить», — добавил эксперт.
Протесты реальны, но не опасны
«Население теряет социальный оптимизм. Это системная проблема, с которой Армения борется последние 5-7 лет, и не связана напрямую с правящим режимом. Есть набор объективных проблем, которые складываются, к сожалению, не в очень оптимистичный рисунок. Исходя из этого, количество протестных акций по самым разным поводам заметно возросло в последние три года», — отмечает эксперт.
Однако оборотной стороной этого процесса стало то, что к протестам в Армении привыкли — и власти, и общество.
«Есть определенное противоядие, когда достаточно регулярно образуются протестные волны, они гасят какой-то протестный потенциал, который мог бы выплеснуться одномоментно в массовом масштабе, а такие отдельные вспышки — они не несут деструктивного характера», — пояснил эксперт.