Рейтинг@Mail.ru
Аналитики: реформа в Армении оправданна, но сразу проблем не решит - РИА Новости, 07.12.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аналитики: реформа в Армении оправданна, но сразу проблем не решит

Читать ria.ru в
Судьба перехода к парламентской системе правления решалась в Армении в прошедшее воскресенье. В результате референдума поправки в Конституцию поддержали 63,35% избирателей.

МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. Конституционная реформа в Армении и переход республики к парламентской системе правления отвечает вызовам, стоящим перед страной, но не позволит быстро решить ее проблем, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Референдум о конституционной реформе прошел в Армении в воскресенье. Согласно данным, опубликованным на сайте Центральной избирательной комиссии Армении, поправки поддержали 63,35% избирателей. Против высказались 32,17% проголосовавших.

Непростой переход

Ереван. Архивное фото
СК Армении получил 127 сообщений о нарушениях в ходе референдума
От перехода Армении на парламентскую форму правления не следует ожидать моментального решения внутриполитических проблем этой страны, считает эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев. "Это не первый на постсоветском пространстве прецедент перехода на парламентскую форму правления. Раньше подобная схема была реализована, в частности, в Грузии, что повлекло за собой неоднозначные процессы и, по крайней мере, не привело к моментальному решению проблем республики", — напомнил эксперт,

"Я думаю, что то же самое будет и в Армении, которой теперь предстоит достаточно непростой и болезненный этап совершенствования законодательства и его перевода в соответствие с новой конституций", — полагает Арешев.

Специалист отметил, что руководству Армении следует уделить особое внимание определению того, каким именно образом будут приниматься ключевые решения. "Это (парламентская форма правления — ред.) достаточно сложная схема и она предполагает достаточно твердую корректировку механизма принятия решений, как внутриполитических и внешнеполитических. Собственно, это и вызывало беспокойство у тех, кто относился к этому референдуму со скепсисом", — считает Арешев.

При этом эксперт выразил надежду на то, что конституционные изменения в Армении не повлияют на взаимодействие Еревана с Москвой и другими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). "Мне кажется, что лучшим сценарием стало бы максимально безболезненное проведение всех законодательных реформ и плавное внедрение конституционных инноваций с четким пониманием того, кто будет принимать ключевые решения, в том числе экономические и политические, и с учетом того, что Армения — член ЕАЭС и важный партнер и союзник России в Закавказье", — подчеркнул Арешев.

Назревшая рефома

Вид Еревана. Архивное фото
Миссия СНГ: референдум в Армении был свободным и открытым
Заместитель гендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев считает, что реформа конституции направлена на укрепление стабильности политической системы Армении и отвечает сложившемуся в стране партийно-политическому балансу.

"Комбинация, которая предпринята по перераспределению полномочий от президентской вертикали к парламенту и премьеру, она повышает устойчивость политической системы Армении. Надо исходить из того, что политическая практика, расклад сил сложились таким образом, что главную роль играет не лидер, не избранный президент, а та группа, которая его поддерживает", — заявил он.

"Интересы правящей группы перераспределены между несколькими бизнес-альянсами, это дает возможность в реальности отойти от жесткой вертикали президентской власти к более демократичной системе, сохраняя возможность управления страной теми силами, которые уже находятся у власти, но методами партийного контроля", — добавил он.

По его словам, такая трансформация не уникальна для постсоветского пространства. Такой переход даже периодически обсуждается в России.

"Любая страна, где достаточно длительный период были апробированы и выработаны механизмы межпартийного взаимодействия, несмотря на то, насколько сильна вертикаль президентской власти, способна на такую трансформацию. Нужно просто понимать, насколько такая реформа отвечает тем вызовам, которые стоят перед страной", — пояснил он.

Флаг Армении. Архивное фото
Оппозиция Армении требует признать недействительными итоги референдума
В случае с Арменией, по словам эксперта, "такая очевидность есть". "Это не скоротечная реформа, к ней шли последние несколько лет. К этому нужно относиться как к интересному примеру подобной трансформации, за ним будет интересно следить", — добавил эксперт.

Протесты реальны, но не опасны

Караваев не считает, что протестные акции, которые грозит устроить оппозиция, представляют реальную угрозу. Он поясняет, что число протестных акций в Армении в последнее время возросло, что связано со сложной ситуация в экономике.

"Население теряет социальный оптимизм. Это системная проблема, с которой Армения борется последние 5-7 лет, и не связана напрямую с правящим режимом. Есть набор объективных проблем, которые складываются, к сожалению, не в очень оптимистичный рисунок. Исходя из этого, количество протестных акций по самым разным поводам заметно возросло в последние три года", — отмечает эксперт.

Однако оборотной стороной этого процесса стало то, что к протестам в Армении привыкли — и власти, и общество.

"Есть определенное противоядие, когда достаточно регулярно образуются протестные волны, они гасят какой-то протестный потенциал, который мог бы выплеснуться одномоментно в массовом масштабе, а такие отдельные вспышки — они не несут деструктивного характера", — пояснил эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала