Великомученица Екатерина
Святая Екатерина, по преданию, родилась в Александрии в 287 году. Она была знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Согласно житию, она изучила творения всех древних поэтов и философов, хорошо знала мудрецов древности, сочинения знаменитейших врачей — Асклипия, Гиппократа и Галина, училась ораторскому искусству и знала многие языки и наречия. Сирийский монах, обративший ее в христианство, крестил ее именем Екатерина.
Мученическую смерть она приняла в начале Великого гонения на христиан, начатого в 303-304 годах императором Диоклетианом, от его соправителя Максимиана. Историк Лактанций пишет о нем, что это был человек "от природы жесткий", склонный доводить меры Диоклетиана до крайних пределов. Поэтому в тех областях империи, где правил он, было много мучеников, особенно на африканских территориях, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением.
Подлинного мученического акта святой Екатерины не сохранилось. Многие историки считают, что именно ее историю передает Евсевий Кесарийский, не называя ее имени:
"Одна из женщин, предназначенных служить сластолюбию тирана, христианка, очень известная и блиставшая в Александрии, победила страстную и безудержную душу Максимина своей мужественной твердостью. Она славилась богатством, родовитостью, образованием и сочла все это второстепенным сравнительно с целомудрием. Он умолял и упрашивал ее, но был не в силах убить готовую к смерти; побеждаемый более страстью, чем гневом, он наказал ее ссылкой и забрал всё ее имущество".
Руфин в латинском переводе "Церковной истории" Евсевия называет эту женщину Доротеей — так звали святую Екатерину до крещения. А Цезарь Бароний предполагает, что Екатерина могла вернуться из ссылки, о которой пишет Евсевий, и принять мученическую смерть у себя на родине в Александрии.
Кто и как забрал и похоронил ее останки после казни, неизвестно. В середине VI века их обнаружили монахи Преображенского монастыря на горе Синай, опознав их по кольцу, и перенесли в монастырскую церковь. С XI века обитель стала называться монастырем святой Екатерины.
Его всегда особо опекали русские цари: в 1375 году в Москву за милостыней для него приехал митрополит Макарий, Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом для Синайского монастыря на мощи святой Екатерины, а когда в 1625 году с просьбой о помощи монастырю к царю Михаилу Федоровичу обратился Александрийский патриарх Герасим, тот оказал такую помощь, что монахи в благодарственном письме назвали ее "манной небесной", да еще пожаловал грамоту, дававшую право приезжать за милостыней раз в четыре года. Император Александр II подарил обители новую раку для мощей святой Екатерины, а для монастырской колокольни прислал 9 колоколов.
В 2002 году монастырский комплекс был включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
Ханука
Ханука — освящение, обновление — еврейский праздник, установленный во 2 веке до н.э. в память об очищении Иерусалимского Храма, освящении жертвенника и возобновлении богослужений после разгрома и изгнания с Храмовой горы греко-сирийских воск и их союзников в 165 году до н. э.
По одной из версий, приведенных в Талмуде, этот праздник возмещал пропущенный из-за гражданской войны Суккот.
Храм Соломона был захвачен в 170 году до н.э. сирийским царем Антиохом IV Эпифаном, который вывез из него в Сирию всю храмовую утварь, включая золотую менору (семисвечник).
Евреи раскололись на эллинизированных и правоверных. В народе все больше распространялось идолопоклонство. Эллины под страхом смерти запретили исполнение трех заповедей: Шабат, Брит Мила (обрезание) и Кидуш а-Ходеш (освещение нового месяца). Но в 167 году до н.э. правоверные иудеи под предводительством Маккавеев подняли восстание, казавшееся поначалу коллективным самоубийством: у противника были огромная армия, лучшее оружие, включая боевых слонов, опытные, профессиональные солдаты и целая империя в тылу. А единственным преимуществом Маккавеев была вера в Бога. Но через три года они освободили Храмовую гору, очистили Храм от скверны и возобновили в нем богослужения.
И хотя гражданская война после этого продолжалась еще 20 лет, символом победы Маккавеев стало именно освобождение Иерусалимского Храма.
По преданию, в разграбленном Храме нашелся лишь один маленький кувшин освященного масла, чтобы зажечь минору — его могло хватить лишь на один день, но чудесным образом хватило на восемь. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней. Правда, поскольку этот праздник установлен мудрецами в воспоминание исторических событий, запрета работать в эти дни нет, только у школьников — каникулы.
Все праздничные дни зажигают специальные девятисвечные светильники — ханукии: в первый день — один, во второй — два и так далее. Девятый светильник (шамаш) горит постоянно — от него зажигают все остальные. В наши дни многие ставят ханукии на подоконники, чтобы их было видно с улицы. А вообще их положено зажигать повсюду, где собираются люди — ради свидетельства о чуде.
В эти дни не оплакивают умерших и не постятся. Это дни прославления и благодарения.
В память о чудесно умножившемся священном масле в этот праздник принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем. И хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке. В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.
Особое внимание в Хануку уделяют обучению детей Торе. Во многих общинах устраивают различные мероприятия, цель которых — пробудить в детях тягу к ее изучению. Для этого даже существует обычай раздавать детям "ханукальные деньги".
А еще в дни Хануки дети играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов "Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там)". Эту игру придумали для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.