Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Впервые за последние 70 лет в Германии будет переиздана книга Адольфа Гитлера "Майн кампф" (Mein Kampf). В январе истекает срок действия авторских прав на издание (они принадлежали правительству Баварии). Ожидается, что основной объем будущего двухтомника займут комментарии ученых, а не сама книга.
Новая версия подготовлена Институтом современной истории в Мюнхене. На сайте института подробно рассказывается о переиздании.
Ученые настаивают, что цель новой версии — в том, чтобы опровергнуть идеи и утверждения ксенофобского произведения Гитлера.
Практически каждая фраза его книги будет подвергнута критическому анализу. То есть фактически возможности читать "Майн кампф" строчку за строчкой не будет: как сообщается, комментариев будет примерно в два раза больше, чем собственно текста.
В Мюнхенском институте считают, что их труд показывает также и то, насколько безумны, непоследовательны и заурядны были утверждения Гитлера (помимо, естественно, бесчеловечной их сути).
Тем не менее новость о перевыпуске "Майн кампф" (а тираж нового издания всего лишь 4 тысячи экземпляров) вызвала много споров и негодующих комментариев политиков, экспертов и правозащитников.
"Зловещий знак переиздания нацизма"
Одной из первых в России по поводу нового издания "Майн кампф" высказалась глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
"Украина, превратившая антифашизм в руины, восхваляющая бандеровцев и головорезов УПА, последние случаи вандализма в Польше и демонтаж памятников солдатам-освободителям направлены на уничтожение национальной памяти о жертвах фашизма и тех, кто победил фашизм. В совокупности с ложью в учебниках истории, которая полностью демонтирует иммунитет защиты молодого поколения от нацистской идеологии, все это является опасными симптомами осмысленного заражения сознания людей вирусами агрессии и нацизма", — считает Яровая.
Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов так отреагировал на новость о переиздании в своем аккаунте в Twitter: "В Германии собираются переиздать "Майн кампф" Гитлера. Странный способ борьбы с растущими неонацистскими тенденциями в Европе!".
"Берлину следовало бы активнее добиваться расформирования неонацистских батальонов на Украине и наказания их боевиков за военные преступления", — считает Долгов.
Об этом Горин заявил в среду на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
Без "Майн кампф", как важнейшего исторического документа, невозможно понимать суть и природу нацизма — без его мерзких законов, без свастик на улицах, без Der Sturmer; выкорчевывать из памяти — это палка о двух концах. Поэтому к академической публикации "Майн кампф" я бы относился с пониманием", — сказал Горин.
То, что в тех или иных книгах содержатся неполиткорректные по нынешним временам взгляды, не может являться основанием для их запрета: "Майн кампф" может присутствовать в общем обороте, но не должен быть легкодоступен.
"Это мерзость, это гадость, которую невозможно запретить и нельзя не знать взрослому образованному человеку", — считает представитель Федерации еврейских общин России.
То, что в Германии издают такую книгу, возмутительно, но не означает, что Германия возвращается к фашизму, считает глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
На вопрос РИА Новости о том, заденет ли факт переиздания этой книги чувства людей, пострадавших от нацизма, Алексеева ответила, что это, безусловно, может быть воспринято с возмущением.
Переиздание книги Гитлера — это проверка людей на нравственную зрелость, на понимание или, наоборот, непонимание опасности таких шагов, считает член комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Николай Булаев. При этом переиздание "Майн кампф" сенатор назвал "провокацией".
Манифест Гитлера и ультраправые настроения
Конечно, факт выхода книги, запрещенной к изданию во многих странах, в том числе и России (пусть даже с комментариями ученых), — весьма спорный момент. Основные опасения связаны с тем, что это фактически новое привлечение внимания к идеям нацизма и антисемитизма.
С другой стороны — те, кто хотел, уже давно прочитал труд фюрера о расовой гигиене, немецком национализме, принципах "вождизма", идеологии "еврейской угрозы" и опасности "славянизации", а также о необходимости войны для "расширения жизненного пространства" немцев.
При всех запретах в век интернета найти текст расистского манифеста не составит труда, отсылы к нему есть на неонацистских сайтах. В магазинах книга, конечно, не продается (в России, напомню, "Майн кампф" входит в список запрещенной литературы), но в некоторых странах в ходу самиздат с переводами на английский, русский и другие языки. Книга издавалась в Польше, Эстонии, на Украине, а в Турции выходила тиражом в десятки тысяч экземпляров.
Безусловно, новость о переиздании "Майн кампф" может быть использована и в пропагандистских целях различными неонацистскими движениями и ультраправыми радикалами, рост влияния которых в Европе — уже факт.
Однако не стоит забывать, что правые радикалы часто придерживаются принципов супремасизма: для них превосходство одних групп и неполноценность других — это объективная реальность. Что ведет к отказу от нормы социального равенства и фактически перекликается с манифестом Гитлера.
В Германии, если говорить, к примеру, о Национал-демократической партии (НДПГ) или движении ПЕГИДА, явно ориентированном на насилие, правые радикалы и националисты становятся всё более масштабной политической силой.
Ультраправые партии также получают всё больше голосов избирателей во Франции, Великобритании, Дании, Швеции, Финляндии, Венгрии, Чехии (правда, некоторые из них — это просто консервативные движения, требующие в том числе бороться с нелегальной миграцией вполне цивилизованными методами).
Очевидно, что распространение идей национального или религиозного превосходства набирает популярность по разные стороны возможного глобального конфликта. И понятно, что противостоять этому могут как минимум активное просвещение и борьба с историческими фальсификациями.