Владимир Лепехин
В представленном в четверг Федеральному Собранию РФ ежегодном послании президента немало ответов на волнующие граждан России вопросы.
Один из таких вопросов — перспективы борьбы с международным терроризмом. Владимир Путин начал свою речь с оценки этой проблемы, предложив в итоге создать АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ФРОНТ, который должен действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединенных Наций.
В этой части послания президента России содержится не просто эксклюзивное предложение российской стороны западным "партнерам", но, по сути, формула развития международных отношений на долгосрочную перспективу.
Борьба с террором — не сиюминутная задача
Почему предложение президента России о создании единого Антитеррористического фронта для борьбы с терроризмом имеет долгосрочный характер? С моей точки зрения, как минимум, по двум основным причинам.
Во-первых, сегодня терроризм (я имею в виду не только радикальные исламистские группировки) из "международного" (на самом деле — трансрегионального) явления за последние несколько лет вырос в явление глобальное, общемировое. И сегодня террористическими по своей сути становятся целые государства.
Террористические организации создают свои базы в ведущих европейских странах и все больше легимитируют свою деятельность, пользуясь поддержкой западных банков и ТНК и становясь элементом глобальной политики, проводимой ведущими мировыми державами.
Во-вторых, как бы ни пытались некоторые западные политики и лоббисты теневого рынка в ведущих международных структурах (Евросоюзе, ОБСЕ и т.п.), минимизировать масштаб террористической угрозы и купировать её посредством разного рода сговоров с террористами, создавать единый фронт для борьбы, как минимум, с радикальными исламистами все равно придется.
В связи с такой перспективой особое значение имеют те слова российского президента, которые касаются международного права и роли в борьбе с террором ООН. Ведь что такое современный терроризм? Это не просто совокупность насильственных преступлений радикальных военно-политических группировок, чьи представители не согласны с позицией тех или иных политиков или правительств. И это не просто один из способов обеспечения ряда теневых и сверхприбыльных бизнесов.
Международный терроризм культивируется и поддерживается сегодня на самом высоком уровне в качестве инструмента, посредством которого мировой гегемон стремится кардинальным образом переформатировать мир на принципах глобализации по-американски.
Переформатизация эта осуществляется по четырем основным направлениям: разгосударствление (нивелирование роли государств), денационализация (нивелирование национальных идентичностей), мегасекуляризация (размывание основ традиционных религий посредством поддержки воинствующего атеизма, религиозного экстремизма и разного рода сект) и массовизация общества, направленная на недопущение становления механизмов и институтов социально-классовой солидарности.
(Не)предсказуемость как основа (не)доверия
Кому и зачем нужно манипулировать экстремистскими и террористическими группировками и менять мир в угоду эгоистическим интересам ведущих мировых олигархических групп, хорошо известно. Посему вернемся к той части представленной президентом РФ в своем послании формулы, которая касается международного права.
Международное право — ключевой инструмент регулирования отношений между субъектами современной геополитики, который не просто устраивает Россию. Руководство страны стремится сверять каждый свой шаг с этим глобальным регулятором, хорошо понимая, что без такого регулятора и действующих на его основе надгосударственных субъектностей вроде ООН никакое объединение здоровых сил в борьбе против терроризма и любого иного мирового зла невозможно.
"Россия ведет открытую и прямую борьбу с международным терроризмом", — сказал Владимир Путин в завершение своего послания. Действительно, открытость внешней политики — тот важнейший принцип, который современная Россия рассматривает как догмат — в хорошем смысле этого слова.
Разумеется, такая вполне привлекательная для многих государств мира позиция не устраивает ряд западных политиков, осуществляющих закулисные коммерческие и политические сделки с террористами и предпочитающих латентную стратегию, основанную на интригах, ударах в спину, демагогии, обмане и двойных стандартах.
Так, только за последнюю неделю один только Северо-атлантический альянс сначала поддержал Турцию в её "праве на защиту своего воздушного пространства", одновременно призвав Россию не придавать особого значения фактически объявленной против неё войне. После этого он тут же пригласил в свой состав Черногорию, опять-таки заявив, что это приглашение не направлено-де против России.
В таком контексте нарастания конкуренции между двумя стратегиями внешней политики — открытой, прямой и основанной на международном праве, с одной стороны, и закулисной, эгоистической и основанной на обмане и произволе, с другой, — все более актуальной становится такая поистине экзистенциальная проблема, как проблема ДОВЕРИЯ.
Очевидно, что без доверия невозможно создание действующих и эффективных коалиций. В свою очередь, доверие — одно из следствий ПРЕДСКАЗУЕМОЙ политики. Замечу при этом, что многие западные "эксперты" и журналисты часто в качестве последнего или даже единственного аргумента против России (когда говорят, что с Россией-де нельзя иметь дела) утверждают, что политика РФ непредсказуема, а потому у западных политиков "нет доверия" к российскому руководству.
Понятно, что подобная "аргументация" — демагогия, прикрывающая нежелание Запада объединяться с Россией в чем-либо на равноправной основе. И демагогия эта требует соответствующей оценки.
Политика России абсолютно предсказуема
Внешняя политика современной России абсолютно предсказуема, поскольку стремится соответствовать международному праву (она, образно говоря, следует за международным правом и — там, где такое право отсутствует — за принципами справедливости).
"Россия находится сегодня на передовой борьбы за правду и справедливость", — отметил в своем послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин. И что в этом непредсказуемого?
Полагаю, что некоторые западные стратеги-идеологи называют предсказуемой такую политику, которая соответствует ИХ СОБСТВЕННЫМ планам и интересам (любая другая политика, похоже, признается аномальной, а значит — непредсказуемой).
И "доверия" у известных западных политиков к России и её лидерам сегодня нет, судя по всему, по той простой причине, что под доверием ими понимается банальное соглашательство. Так барин доверяет своему холопу только в том случае, если тот безропотно послушен; если же холоп имеет свое мнение и склонность к непослушанию — он неуправляем, а значит, "нет к нему доверия".
С Россией холопский принцип не пройдет. И здесь я снова напомню слова президента России из его послания о том, что уважают только тех, кто уважает себя.
Принцип взаимного доверия, основанного на взаимном уважении — вот что должно лечь в основу тех отношений между ведущими мировыми державами, которые были установлены в конце Второй мировой войны, и которые должны быть сегодня восстановлены между государствами, всерьез заинтересованными в победе над новым глобальным врагом.