Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение – один из 12 великих (двунадесятых) православных праздников. О событиях, которым он посвящен, рассказывают апркрифы – "Протоевангелие Иакова" (вторая половина II века), латинское "Евангелие псевдо-Матфея" (IV век) и Минологий Василия II – древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы (конец X века).
По этим источникам, когда перед зачатием Богородицы ее матери, святой Анне, явился ангел, возвестивший предстоящее рождение ребенка, она дала обет отдать его в Храм, чтобы он посвятил всю свою жизнь служению Богу. И когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители привели ее к Иерусалимскому Храму и поставили на первую ступень лестницы, которую ребенку предстояло одолеть самостоятельно. В Храме ее встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи, и по внушению свыше ввел в Святая святых, куда дозволялось входить только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью, да и то только раз в году, а после оставил до 12 лет воспитываться при Храме, вокруг которого по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, было много жилых помещений, где обитали люди, посвятившие себя служению Богу.
Праздник в честь этого события появился в христианской церкви довольно поздно — по версии некоторых исследователей, после 543 года. Первые упоминания о нем встречаются в мясецесловах VIII века, а более широко он распространился с IX века, но до XIV-го не входил в число двунадесятых, хотя и отмечался так же торжественно.
На Западе его с IX века отмечали в Сицилии, где жило много православных греков, оттуда захватившие остров норманны принесли его в Англию, но широко праздновать его в Европе начали лишь во второй половине XIV века. А в общий календарь Римско-католической церкви праздник Введения включил папа Сикст V в 1585 году.
День святой Варвары
В Средние века великомученица Варвара почиталась католической церковью как одна из 14 святых помощников Господних и как небесная посредница "счастливого" смертного часа, избавляющая от внезапной смерти без покаяния.
Согласно церковному преданию, святая Варвара жила в III веке в Илиополе Финикийском. Ее отец — аристократ, приближенный соправителя императора Диоклетиана Максимиана, который, будучи от природы человеком жестким, когда началось Великое гонение на христиан в подчиненных ему областях был склонен доводить меры Диоклетиана до крайних пределов, и там было много мучеников. Узнав, что его родная дочь – христианка, отец Варвары сам ее пытал, и сам обезглавил.
В IV веке мощи великомученицы были перенесены в Константинополь. Потом они попали в Киев. По преданию, в 1108 году дочь императора Алексия Комнина Варвара, просватанная за великого князя Святполка Изяславича, попросила отца передать их в дар Киевскому князю. Впрочем, историки эту версию оспаривают, поскольку у императора Алексия Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка была, скорее всего, дочь чешского князя.
Впрочем, частицы мощей святой Варвары на Руси точно были — в 1644 году одну из них передали в дар канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В 1650 году великий гетман Литовский Януш Радзвилл, взяв приступом Киев, получил две части ее мощей. А в 1656 году Киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей святой Варвары Антиохийскому патриарху Макарию.
Большая же часть мощей хранилась в Златоверхом Михайловском монастыре в Киеве. В 1930-х монастырь разрушили, а мощи передали в музей. Теперь они хранятся в киевском Владимирском соборе.
Зула Хурал — Праздник тысячи лампад
Этот праздник праздник посвящен Дже Цонкапе, реформатору тибетского буддизма, основателю школы Гелука, считающемуся земным воплощением Бодхисаттвы Манджушри — вторым Буддой. На рассвете 25-го дня первого зимнего месяца по лунному календарю он начал медитацию на пустоту и ушел в нирвану.
Светильники, которые зажигают в этот день, символизируют свет мудрости, рассекающий тьму неведения и знаменуют свет учения Будды.
Два основных сочинения Дже Цонкапы — "Ламрим" (посвященное общему пути Махаяны) и "Нагрим" (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ. Это самая влиятельная из школ Тибета. Ее глава, он же и настоятель ее главного монастыря Галдан, носит титул гьялва (тиб. — "победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.
В день Тысячи лампад или Тысячи свечей верующие приносят в храмы в подношение Учителю молоко, чай, сладости и масло для лампад. А когда стемнеет, внутри и вокруг храмов зажигают множество лампад, которые горят до рассвета. Монахи читают молитвы. В монастырях устраивают торжественные процессии с зажженными факелами.
В честь праздника в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ, — для верующих открывают доступ к нетленному телу хамбо-ламы Даши–Доржо Итигилова, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации. В 2002 году тело его было найдено в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.
С 2004 года Зула Хурал — национальный праздник Калмыкии. Там с днем ухода в нирвану Дже Цонкапы связано наступление нового года – в этот день калмыки получают свой "новый возраст" (раньше здесь вообще не отмечали дней рождения — в день Зул каждый просто прибавлял себе один год).