МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости. Инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым во вторник турецкими ВВС, заметно осложняет для России стратегию сворачивания военной операции в Сирии и заставляет Москву повышать ставки, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Во вторник в Сирии потерпел крушение российский бомбардировщик Су-24. Президент России Владимир Путин сообщил, что самолет был сбит ракетой типа "воздух-воздух" с турецкого F-16 над сирийской территорией и упал в Сирии в четырех километрах от границы с Турцией. Российский президент назвал это "ударом в спину" со стороны пособников террористов. Пилот бомбардировщика погиб, штурман был спасен. Он находится на российской военной базе в Сирии.
Ставки повышаются
"Эти два события печальные — теракт против гражданского лайнера (A321 над Синаем — ред.) и сбитый российский бомбардировщик, то есть, по сути, акт войны со стороны Турции — они сильно повышают ставки российской операции и осложняют стратегию выхода из операции", — заявил Ремизов в ходе прошедшего в среду круглого стола.
Как отметил эксперт, "до этого момента можно было рассматривать российскую операцию как достаточно эффектную демонстрацию силы, как своего рода операцию престижа, которая, даже если она будет сведена вничью или почти вничью на поле, уже будет для нас хорошим активом, потому что успешная демонстрация силы — важнейший фактор формирования нового баланса сил".
Эксперт считает, что до инцидента с Су-24 Россия могла "найти благовидный повод для того, чтобы операцию постепенно свернуть" и вернуть основную часть войск в места постоянного базирования. Таким благовидным поводом, по мнению эксперта, могли стать "стабилизация линии разграничения, линии фронта на каких-то новых рубежах" и начало политического процесса в Сирии.
"Сейчас, как мне кажется, необходим более весомый результат. И это повышает и риски, повышает цену, которую, видимо, мы будем платить за то, чтобы настоять в этой игре на своем. Как ни неприятно, но, вероятно, идти по этому пути надо, идти по пути повышения ставок просто потому, что действительно был брошен прямой военный вызов в отношении РФ", — отметил Ремизов.
В то же время эксперт подчеркнул, что "несмотря ни на что, нам надо ставить расчетливые достижимые цели и задачи".
Чем ответит Россия
Ремизов полагает, что более вероятен "косвенный и рассроченный" ответ со стороны РФ. "В данном случае месть должна стать блюдом, которое будет подано в холодном виде", — отметил он.
Наиболее системным российским ответом Турции, по мнению эксперта, "будет серьезный удар по их интересам в Сирии". "Мы не можем впрямую воевать с Турцией, но мы можем по максимуму отработать по их ставленникам в Сирии", — объяснил он.
При этом Ремизов не исключил, что "мы можем увидеть еще и сбитые турецкие боевые самолеты в случае, если они будут ненароком пролетать над Сирией или в опасной близости от российских боевых кораблей".
Кроме того, Ремизов считает, что для России было бы "более чем логично и разумно активизировать поддержку курдского движения в Сирии". "Россия уже обмолвилась о том, что рассматривает как сценарий (сирийского) урегулирования федерализацию, что подразумевает создание курдской части Сирии, курдского сектора ответственности, что, разумеется, для Турции весьма нежелательно", — сказал эксперт.
Как отметил Ремизов, усиление поддержки в отношении курдов "было логично с самого начала, но Москву здесь сильно ограничивали ее особые отношения с (президентом Турции Тайипом) Эрдоганом, которых сегодня больше нет".
Одновременно с этим ответные действия России должны включать и ряд экономических мер, убежден Ремизов. "Конечно, экономический ответ подразумевается — это самое меньше, что можно сделать. Исключить российский туризм на этом направлении, смириться с потерями, связанными с нереализованным "Турецким потоком" и, вероятно, нереализованным проектом "Росатома" в Турции (строительство АЭС "Аккую" — ред.). Все эти вещи нужно сразу же посчитать и для себя закрыть, потому что совершен акт войны. Мы обсуждаем самое меньшее вообще, что можно сделать, не прибегая к прямой военной операции против довольно сильного в военном отношении государства", — подчеркнул Ремизов.
В Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт, в результате которого, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются боевики экстремистских группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".
С 30 сентября Россия по запросу президента Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам "Исламского государства" и "Джебхат ан-Нусры" в Сирии. За это время Воздушно-космические силы при участии кораблей Каспийской флотилии уничтожили несколько сотен боевиков и более 3 тысяч объектов террористов.