Российско-американские экономические отношения, несмотря на санкции, продолжают развиваться — компании находят возможности в новых направлениях. Какие товары из РФ востребованы на рынке США, почему американские власти ставят свой бизнес в неконкурентные условия, создает ли угрозу для России Транстихоокенское партнерство, в интервью РИА Новости рассказал торговый представитель России в США Александр Стадник. Беседовала Наталья Копылова.
— Александр Юрьевич, как бы вы оценили бизнес-отношения между Россией и США сейчас, в конце 2015 года?
— В целом торгово-экономические отношения между Россией и США продолжают развиваться в том же ключе, как и в прошлом году. Санкции по-прежнему оказывают на них влияние, но заинтересованность бизнеса двух стран друг в друге продолжает сохраняться и свидетельств тому много.
В этом году российские компании провели больше бизнес-миссий в США, чем в прошлом году, а американские компании в России запустили достаточно серьезные проекты. Например, совсем недавно компания 3M, специализирующаяся на разработке новых материалов, ввела в эксплуатацию завод "3М Волга" в ОЭЗ "Алабуга", который будет производить современные защитные покрытия для нефте- и газопроводов.
Работу бизнеса, конечно, затрудняют санкции, но в то же время американские компании, особенно экспортно-ориентированные, видят перспективы для устойчивой деятельности в России.
Многие из них рассматривают российский рынок как площадку для создания производств и экспорта произведенной продукции в другие страны. Не только ЕАЭС, но и дальнего зарубежья.
Преимущества России видятся, помимо ресурсной базы, в логистических возможностях, а также в динамичном улучшении стандартов и условий ведения бизнеса. Об этом, кстати, свидетельствует наш рост в рейтинге DoingBusiness. В октябре этого года Россия поднялась на 51 место, а ведь еще совсем недавно мы стартовали со 120 позиции.
— Каковы последние данные по торговому обороту между РФ и США?
— Я бы не отождествлял важность торгово-экономических отношений между такими странами, как Россия и США, только с цифрами взаимного товарооборота и инвестиций.
Эти отношения гораздо шире, они выходят за рамки просто статистики и таможенных территорий двух стран. Сегодня их важность определяется влиянием на процессы в мировой экономике.
Но цифры все же отражают градус нашего сотрудничества — за январь-сентябрь 2015 года товарооборот России с США сократился почти на треть, до 15,9 миллиарда долларов. Хотя он снизился заметно меньшими темпами, чем с Европейским союзом, который оценивается в 38,4%.
Падение российского экспорта в США составило порядка 8% в долларах, в физических же объемах мы отметили, что он вырос более чем на четверть. Это говорит о востребованности наших экспортеров даже на таком сложном и конкурентном рынке, как Северная Америка.
— В каких отраслях и товарах увеличился экспорт из России?
— В первую очередь это металлы и изделия из них, минеральные и нефтепродукты, различные удобрения — минеральные, калийные, химические.
Хороший рост показала такая группа товаров, как машины и оборудование, различного рода комплектующие, например к тяжелой и авиационной технике. Также это ракетные двигатели.
— Поставка российских ракетных двигателей в США продолжается?
— Продолжается. Кстати, когда санкции вводились, они затронули ракетные двигатели, но позже американская сторона, видимо, поняла, что нуждается в этом российском оборудовании для развития ракетной техники, либо будет вынуждена ограничить себя по ряду дорогостоящих проектов. Очевидно, по этой причине поставки наших двигателей были продолжены.
Но если же говорить в целом о российском несырьевом экспорте в США, а он в отличие от той же Европы занимает основную часть товарооборота, то его доминирующая часть принадлежит продукции черной и цветной металлургии, химической и перерабатывающей промышленности нефтегазового сектора.
По некоторым товарным позициям, в частности по высокотехнологичным товарам и услугам, в этом году объемы поставок увеличились в разы. Это относится и к высокотехнологичным, инновационным разработкам, и к программному обеспечению.
Что касается нашего импорта из США, то он не сократился, а скорее обрушился почти на 40% и в валютном, и в физическом выражении. В первую очередь это машины, оборудование и транспортная техника, основную часть которой составляют гражданские самолеты. Но не стоит связывать это с какими-то ограничениями с нашей стороны, так как вся работа в данной области идет в рамках выполнения обязательств по контрактам.
Россия — один из крупнейших рынков для Boeing, и поставки идут в соответствии с условиями заключенных договоров. Наши ответные меры касаются поставок продовольственных товаров. Закрытие российского рынка — это серьезные потери для многих и американских производителей сельхозпродукции, хотя европейские фермеры оказались в еще более затруднительном положении из-за действий своих властей, направленных на изоляцию России.
— Как вы оцениваете перспективы развития торгово-экономических отношений между РФ и США в следующем году?
— На самом деле уже чувствуется откровенная усталость американского бизнеса и части американских политиков от существующей ситуации, усталость от нецивилизованных, узкоформатных взаимоотношений с Россией.
Когда действуют санкции, те ниши, которые мог бы занять американский бизнес, занимают компании из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Китая. И, собственно говоря, с какой стати потом компании из этих регионов будут освобождать рынок для кого-то другого?
Сегодня американское руководство поставило свой бизнес в неконкурентные условия по сравнению с бизнесом тех стран, которые не присоединились к санкциям и готовы работать с Россией, пользуясь всеми преимуществами нормального межгосударственного взаимодействия.
Полагаю, что рано или поздно администрация США примет во внимание мнение бизнеса, который несет потери от санкций. Тем более что в нашей стране активно и достаточно успешно работают крупные и известные американские компании.
Пока, однако, трудно предположить, что в следующем году нас ожидают действительно прорывные изменения. Предстоит продолжать работать точечно, оказывая максимальное содействие тем компаниям, которые заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве.
— Как развиваются отношения по развитию бизнеса в регионе Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?
— Еще на этапе формирования интерес бизнеса США к этой интеграционной структуре был высоким. Мы регулярно совместно с ЕЭК и посольствами государств-участников ЕАЭС проводим совместные конференции и мероприятия.
Основная тема этих встреч — возможности, условия и правила ведения бизнеса с Евразийским экономическим союзом. Американские компании заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС, тем более что они имеют хороший опыт работы в отдельных странах союза.
— Видите ли какие-либо риски или преимущества для России от создания Транстихоокеанского партнерства?
— Суть первых комментариев, которые появились в том числе со стороны США после достижения в октябре этого года в Атланте соглашения о ТТП, сводилась к тому, что это объединение формируется в противовес росту влияния торговой политики Китая.
В таком подходе уже просматривается стремление к созданию некого клуба со своими эксклюзивными правилами торговли.
Параллельно развивается еще один процесс — это Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). Создается впечатление, что задачи этих новых объединений носят не только экономический, но и геополитический характер.
Было бы неверно рассматривать TTИП и TТП только в качестве гигантских зон свободной торговли, нацеленных исключительно на стимулирование взаимной торговли и экономического роста государств-участников.
Собственно, основной риск заключается в создании параллельной ВТО системе организации международной торговли и распространении правил TTИП и TТП на всю мировую экономику.
Что касается преимуществ, то надо посмотреть, как будет функционировать это партнерство. Нужно будет внимательно оценить последствия для торгово-экономических отношений России с государствами-членами этого образования, особенно в плане торговых режимов. Ряд стран ТТП для нас также являются важными торговыми партнерами. Например, Вьетнам.
— Расскажите о планах торгового представительства РФ в США на 2016 год?
— В следующем году мы хотели бы сосредоточиться на двух основных направлениях: малый и средний бизнес и особенно межрегиональное сотрудничество. Экономику каждого штата США можно сравнить с экономикой отдельно взятой страны.
Например, Калифорния по своему валовому региональному продукту занимает седьмое место в мире. Кстати говоря, парламент этого штата, первый и пока единственный в США, в мае этого года принял резолюцию о Дне славянского наследия — Slavic Heritage Day. И одно из мероприятий, которые мы хотели бы организовать к годовщине этого события, — провести ярмарку российских регионов в Сакраменто и Сан-Франциско.
Также думаем приурочить к этому событию фестиваль современного российского кино. Было бы очень интересно совместить деловое событие с культурным мероприятием.
В наших планах также работа по подготовке бизнес-миссий российских высокотехнологичных компаний и научно-технических организаций на площадках крупных международных выставочных мероприятий, таких как конференция по фотонике SPIE-2016, спутниковым технологиям Satelite Expo, биотехнологиям BIOConvention-2016.
Кроме этого, совместно с нашими российскими и американскими коллегами планируем организовать первый бизнес-форум для стартапов и IT-компаний Russia: Start-Up-Grade, который откроет регулярную серию подобных мероприятий.
Это далеко не полный перечень наших мероприятий. Значительную часть своей работы планируем посвятить запросам и проектам российских компаний и организаций, которые обратились к нам напрямую или через Минэкономразвития России. В планах подготовка для них соответствующей аналитики по сегментам, правилам и процедурам выхода на американский рынок, участия в различных выставочных мероприятиях, переговоров с американскими партнерами.
Продолжим нашу деятельность, связанную с устранением барьеров в торговле, с которыми сталкиваются крупные российские экспортеры. Я уверен, что 2016 год будет для нас интересным и результативным.