МОСКВА, 19 ноя — РИА Новости, Алексей Михеев. Пространство культуры все больше смещается в сторону "перфомансов и инсталляций", и история с постановкой "Тангейзера" является ярким примером этой тенденции, заявили в четверг на пресс-конференции в Москве руководитель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда и художественный руководитель Русского камерного оркестра Сергей Проскурин.
Прокуратура РФ в апреле возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера "Тангейзера" Тимофея Кулябина.
"Я здесь придерживаюсь известного высказывания Данте о том, что задача искусства заключается в том, чтобы провожать человека из ада в рай. В православной культуре принято говорить, что человек должен уподобиться Богу, но перед тем, как "обожиться", надо "очеловечиться", — сказал глава СИНФО.
Он подчеркнул, что в данном случае уместно вспомнить Юрия Лотмана, который определял культурного человека как "чувствующего чужую боль". "Есть люди, которые чувствуют, когда боль причиняют им, есть те, кто чувствует боль, причиняемую родственниками, и чем более культурным является человек, тем шире этот круг, и меня поражает, что люди, которые являются творцами культуры, напрямую игнорируют это", — сказал Легойда.
Представитель РПЦ отметил, что в 2010 году в Дюссельдорфе также состоялась премьера "Тангейзера", и в этой постановке действие было перенесено в нацистскую Германию. "Люди падали в обморок, никто не говорил о свободе творчества. Есть темы, которые являются попаданием в болевую точку, и германский, и российский "Тангейзер" — это такие темы", — подчеркнул глава информационной службы Русской православной церкви.
По его мнению, Русский камерный оркестр, исполняющий классическую музыку, унаследовавшую "все идеалы, которые были сформулированы в музыке христианской", являет собой наглядный пример коллектива, который "слышит старика Данте, а не молодых стариков, выдающих свои потуги за искусство".