Рейтинг@Mail.ru
Возмездие неизбежно: право России на самооборону от терроризма - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возмездие неизбежно: право России на самооборону от терроризма

Читать ria.ru в
Дзен
Юрист Илья Ремесло поясняет, какие права дает России упомянутая президентом Владимиром Путиным статья 51 Устава ООН и что говорит по этому поводу российское право.

Илья Ремесло, юрист, для МИА "Россия сегодня"

Во вторник глава ФСБ России Александр Бортников на заседании Совета безопасности РФ доложил, что катастрофа российского самолета А321, в которой погибли 224 человека, произошла в результате теракта.

Здание МИД России. Архивное фото
МИД: РФ после взрыва A321 будет использовать свое право на самооборону
Президент Владимир Путин заявил: "мы будем искать террористов везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем".

Он также предупредил, что Россия в ходе поиска виновных в крушении А321 "будет руководствоваться статьей 51 Устава ООН о праве на самооборону, а все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток укрывательства будут лежать полностью на их плечах".

Какие действия в ответ на теракт имел в виду президент, упомянув статью 51 Устава ООН, какие права она дает России в борьбе с террористами за рубежом и что говорит по этому поводу российское право?

Право на самооборону — от нападения государства или террористов?

Статья 51 Устава ООН предусматривает неотъемлемое право государства прибегнуть к военной силе в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.

Вопрос о том, распространяется ли право на самооборону на случаи, когда нападение произошло не со стороны государства, долгое время оставался дискуссионным. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 года установлено следующее определение агрессии: "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций"

Однако в 2001 году, сразу после терактов 11 сентября в США, Совет Безопасности ООН дал расширительное толкование статье 51 Устава ООН, приняв резолюцию 1368 (2001).

В ней Совбез ООН пришел к выводу, что события 11 сентября 2001 года представляли собой вооруженное нападение в контексте статьи 51 и США имеют право на самооборону. Используя толкование Совбеза ООН, США самостоятельно и без санкции Совбеза проводили специальные операции за рубежом, разыскивая и уничтожая террористов в тех государствах, которые их укрывали.

Аналогичный опыт имеют и израильские спецслужбы, для которых не существует ограничений для уничтожения не только террористов, но и потенциально опасных для государства лиц. Достаточно вспомнить, как израильские спецслужбы уничтожали террористов, захвативших израильских спортсменов на Олимпиаде-1972 в Мюнхене. В течение нескольких лет агенты "Моссад" нашли и ликвидировали за рубежом всех боевиков группировки "Черный сентябрь".

Таким образом, действия России по розыску и уничтожению террористов, находящихся за рубежом, будут полностью соответствовать нормам международного права. В полной мере это относится к лицам и государствам, укрывающим террористов.

Борьба с терроризмом за пределами России

Здание МИД РФ на Смоленской площади в Москве. Архивное фото
МИД РФ: борьба с террором - центральная задача для всех
Российское законодательство также исходит из необходимости борьбы с международной террористической деятельностью за пределами России.  И недавно принятая Военная доктрина России прямо предусматривает применение вооруженных сил за рубежом в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан.

В статье 10 Федерального закона "О противодействии терроризму" также указывается, что Вооруженные силы Российской Федерации осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований Вооруженных сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

При этом решение о применении Вооруженными силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается президентом Российской Федерации самостоятельно. А для применения Вооруженных сил за рубежом необходимо согласие Совета Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 ФЗ "Об обороне", формирования Вооруженных сил РФ могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации для защиты граждан РФ от вооруженного нападения на них.

Возмездие неизбежно

Как мы видим, действующее законодательство предусматривает применение вооруженных сил за рубежом в случае возникновения угрозы для граждан России. Однако вопрос о точечной ликвидации иностранных террористов силами специального назначения РФ в законодательстве прямо не прописан, хоть и находится в "неформальной" плоскости работы спецслужб.

Полагаю, что в такой ситуации, когда России предстоит дать ответ на вылазку террористов, нужен специальный закон, расширяющий права спецслужб и позволяющий президенту самостоятельно отдавать приказы об уничтожении террористов в любой точке земного шара.

Террористы и покрывающие их лица — все должны знать, что возмездие неизбежно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала