Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве между США и рядом стран АТР не станет главным фокусом внимания саммита АТЭС, который открывается на Филиппинах. Индонезия на полях этого экономического форума планирует предложить РФ обсуждения поставок индонезийской продукции морского хозяйства в РФ и меры по упрощению торговых отношений. О сложностях в наращивании взаимного товарооборота двух стран, планах по приобретению российских истребителей Су-35 и "голубой экономике" рассказал в интервью РИА Новости посол Индонезии в РФ Джаухари Оратмангун.
— Как идет взаимодействие Москвы и Джакарты по линии АТЭС и какие приоритеты стоят перед предстоящим саммитом?
— На саммите, который начался на Филиппинах, индонезийская сторона планирует предложить РФ дискуссии по двум концепциям. Первое — это "голубая экономика", другими словами, экономика, связанная с морскими ресурсами. В этом отношении Индонезия сильно продвинулась и встретила поддержку российской стороны. Большой объем продукции морского хозяйства Индонезия экспортируется в Россию. Речь идет и об индонезийском пальмовом масле, объем поставок которого составляет порядка 600 миллионов долларов в год. Это другая крупная составляющая российско-индонезийских торговых отношений. И по этому вопросу также ожидается продвижение.
Во-вторых, будут обсуждаться меры по упрощению торговых отношений — здесь РФ и Индонезия полностью друг друга поддерживают. Речь идет о снижении, минимизации торговых тарифов на продукты, импортируемые в страны АТЭС. Пока это на уровне обсуждения, но, скорее всего, по этому вопросу будет принята отдельная декларация.
— Некоторые эксперты отмечали, что обсуждение недавно достигнутого соглашения по созданию Транстихоокеанского партнерства может стать центральной темой предстоящего саммита АТЭС…
— Транстихоокеанское партнерство не станет главным фокусом внимания саммита АТЭС, этот вопрос не вошел в официальную повестку дня.
— Но премьер-министр Японии уже заявил, что Токио поддержит вступление Индонезии в Транстихоокеанское партнерство, если страна будет соблюдать условия этой организации. Насколько Джакарта заинтересована в ТТП?
— Однозначно, что ТТП очень заинтересовано в том, чтобы Индонезия стала его частью, но мы пока только оцениваем риски и возможности при вступлении в ТТП. Для нас главным приоритетом в региональном сотрудничестве является начало реализации единого экономического сообщества АСЕАН, которое должно стартовать в конце этого года. Индонезия пока даже не то чтобы оценивает возможность, а только изучает идею о создании ТТП. Министр иностранных дел заявила, что Индонезия ждет документы, которые будут изучаться. Если пока никаких документов нет и не ясны условия, то как мы можем всерьез рассматривать возможность вступления?
— Если Индонезия все-таки примет положительное решение по вступлению в ТТП, как это может сказаться на развитии торговых отношений с Россией и не будет ли противоречия в развитии экономического сотрудничества между странами ТТП, АТЭС и АСЕАН?
— Я убежден, что Россия должна быть активной в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящий момент Россия активна в этом регионе в политическом плане, но, что касается экономических отношений, усилий недостаточно. Именно поэтому Индонезия призывает РФ активизировать свои усилия по наращиванию экономического взаимодействия со странами АСЕАН и в целом со странами Азии. Необходимо увеличить объем торговли со странами АСЕАН. Сейчас он очень незначительный. Мы бы хотели, чтобы РФ использовала возможностями Индонезии как ворота в регион Юго-Восточной Азии, АТР и стран АТЭС.
— С другой стороны, Джакарта проявляла интерес и к созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС. На какой стадии сейчас находятся переговоры по этому вопросу?
— Есть огромный потенциал для взаимодействия ЕАЭС с АСЕАН, я думаю, это будет идеальный формат, учитывая, что АСЕАН объединяет порядка 600 миллионов населения с годовым ВВП в 3 триллиона долларов. В следующем году состоится саммит Россия-АСЕАН, и я убежден, что это будет отличным поводом для развития именно взаимодействия не только по линии РФ-АСЕАН, но и по линии АСЕАН-ЕАЭС.
— Господин посол, говоря о двусторонних политических и торгово-экономических отношениях РФ и Индонезии, как вы оцениваете их уровень?
— В последние годы отношения между РФ и Индонезией в области политики, экономики и в социо-культурной сфере динамично развиваются. Особенного прогресса удалось достичь в политических связях, убежден, что эти успехи должны принести экономическую пользу нашим странам. Мы должны активно двигаться именно в этом направлении, особенно учитывая обязательства, которые были взяты нашими правительствами, а именно достижение взаимного товарооборота в 5 миллиардов долларов. Есть планы по достижению этого уровня на конец 2015 года и следующий 2016 год. Но должен отметить, что существуют некоторые сложности. Мы живем в очень непростой период, однако при наличии воли и желания с обеих сторон эта задача осуществима.
В прошлом году объем товарооборота между нашими странами составил 3,67 миллиарда долларов и, несмотря на сложность ситуации, по статистическим данным на конец августа 2015 года, товарооборот уже достиг 2 миллиардов. Несмотря на все сложности, потенциал велик и открываются даже новые возможности для взаимодействия.
— А в чем сложности?
— Что касается потенциала, то ситуация с санкциями Запада против РФ и контрсанкциями РФ открывает дополнительные возможности для представителей бизнес-сообщества как РФ, так и Индонезии. Они должны занимать более активную позицию, чтобы воспользоваться теми преимуществами, которые в настоящий момент существуют. Это же и ответ на вопрос, в чем сложности в достижении цели, — недостаток агрессивной позиции бизнеса и готовности воспользоваться новыми возможностями.
Если говорить об оказании содействия этому процессу со стороны правительств наших государств, то на государственном уровне делается очень много, чтобы заинтересовать бизнесменов в активизации своих усилий. Но с другой стороны, мы отдаем себе отчет, что в целом мировая ситуация сейчас далека от оптимальной, это не самый удачный момент в плане глобальной экономики.
— Вы ранее затрагивали тему поставок продукции индонезийского морского хозяйства на российский рынок. Насколько за последний год они возросли?
— Действительно, за последнее время объем ввозимой в РФ морской продукции увеличился. Некоторые технические сложности в ввозе рыбной продукции в Россию сохраняются, но это решаемые вопросы. Сложности, в частности, касаются технических параметров, в прошлом году был даже введен запрет на индонезийскую рыбную продукцию, но в ноябре 2014 года все ограничения были сняты. Это связано с фитосанитарными требованиями российской стороны и максимально допустимым содержанием химических элементов в рыбной продукции.
— Как вы оцениваете военно-техническое сотрудничество между нашими странами? Ранее сообщалось, что Индонезия намерена обновить свой парк истребителей и заинтересована в покупке российских Су-35. Когда может быть оформлена сделка?
— Если говорить о возможном приобретении истребителей Су-35, то министр обороны Индонезии выступил с официальным заявлением, что такие планы есть. Это хороший знак, после которого будут реальные договоренности. В конце ноября планируется проведение технической встречи совместной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, и этот вопрос будет одной из главных тем. Встреча пройдет в Джакарте. С индонезийской стороны встречу возглавит один из высокопоставленных представителей Минобороны. Но пока тендер на приобретение самолетов не был объявлен, этим занимаются коммерческие компании, и у меня нет информации о сроках.
— Есть ли интерес у индонезийской стороны в гражданских самолетах РФ, например SSJ100?
— Такие обсуждения велись и очень долго, были даже достигнуты конкретные договоренности, но компания Skyavaition, которая планировала закупить SSJ100, обанкротилась. В настоящий момент в Индонезии эксплуатируются три самолета SSJ100, но, так как компания обанкротилась, самолеты должны быть проданы. Сейчас идут переговоры о том, как будет проведена реструктуризация компании. Но должен отметить, что конкуренция на рынке самолетов такого класса очень высока.
— Ранее высказывалась заинтересованность в поставках российских подводных лодок. В какой стадии находятся переговоры по этому вопросу?
— Индонезийская сторона была заинтересована в приобретении подводных лодок класса "Кило". Представители Военно-морского флота уже побывали в России и ознакомились с оснащением этой подводной лодки. Если такой визит состоялся, надо полагать, что есть интерес. Но на каком этапе находятся переговоры по этому вопросу, у нас информации нет.
— Как развивается наше сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом?
— По этому направлению у нас ведется самое активное и плотное взаимодействие, здесь достигнут существенный прогресс. Недавно заседание совместной рабочей группы прошло в Индонезии. До конца года состоится еще одна встреча в Москве. Я не раскрою деталей этого сотрудничества, но контакты происходят на самом высшем уровне. Есть вероятность, что глава национального агентства по противодействию терроризму Сауд Усман Насутион, который возглавляет рабочую группу с индонезийской стороны, посетит РФ в рамках намеченного заседания.
— Когда запланировано официальное начало строительства железной дороги на острове Калимантан? Ранее сообщалось, что для строительства около 190 километров дороги из района Западный Кутай до морского порта в городе Баликпапан уже приобретены 150 гектаров земли, однако не были оформлены документы касательно оставшихся 184 гектар. Есть какой-то прогресс?
— Все вопросы решены. 19 ноября официально будет дан старт этому строительству.
— Ожидаете ли увеличения числа российских туристов после временного запрета на полеты рейсов РФ в Египет? Готовы ли власти Индонезии предоставить какие-то льготы на туры для российских туристов?
— Прежде всего, от себя лично и от всех индонезийцев в России хочу выразить самые искренние соболезнования семьям погибших. Это страшная трагедия. И вне данного контекста индонезийская сторона рассчитывает на увеличение потока российских туристов. Чтобы стимулировать процесс, были отменены визы. Что касается мер безопасности, то индонезийские власти уделяют этому вопросу очень большое внимание. Все аэропорты, торговые центры и другие места массового скопления людей оснащены металлоискателями.
Опять же без оглядки на эту страшную трагедию, правительство Индонезии заинтересовано в увеличении туристов из РФ. В начале декабря, 5-6-го, запланирован визит делегации министерства туризма Республики Индонезия в РФ, здесь будет организована туристическая миссия, главная задача которой — популяризация турпакетов в Индонезию среди российских туристов. Кроме того, билеты в обе стороны стали значительно дешевле, что также может стать привлекательным фактором для туристов.