МОСКВА, 17 ноя – РИА Новости. Нейрофизиологам из Томского государственного университета и их зарубежным коллегам удалось показать, заставляя добровольцев видеть воображаемые предметы, что человеческая мысль и рабочая память носит "материальную" природу, говорится в статье, опубликованной в журнале Cognitive Processing.
"Мы хотели проверить, способны ли значения слов влиять на тот образ или сценарий, симуляцию, которую мы "прокручиваем" у себя в голове, и которая помогает нам предсказывать то, что случится, и лучше понимать их. Мы попросили добровольцев запомнить расположение той точки на экране, куда выводилось одно из двух слов – "верх" или "низ", — рассказывает Оксана Царегородцева из ТГУ, чьи слова приводит пресс-служба ВУЗа.
Царегородцева и ее коллеги пытались найти рациональное объяснение тому, почему человек гораздо быстрее реагирует на различные слова, обозначающие реальные объекты – к примеру, солнце, земля, стул и так далее – если они выводятся на экран компьютера в "правильной" его части, соответствующей их положению в реальном мире.
К примеру, если на экран выводится слово "солнце", то тогда человек будет быстрее реагировать на него тогда, когда она будет находиться в верхней части выводимой картинки. Вдобавок к этому, наличие "солнца" и "земли" в одном угле картинки заставляло взгляд человека отклоняться в сторону, словно огибая препятствие, если ученые просили его посмотреть вверх или вниз.
На протяжении последних 10 лет нейрофизиологи и психологи активно спорят о природе этого феномена – часть ученых считает, что мозг считает слова реальными материальными объектами, которые он размещает в воображаемом мире и которые взгляд пытается "обойти", а другие – отрицают такую возможность.
Российские ученые попытались выяснить, какая из теорий верна, используя камеру, которая следила за движением глаз участников опытов. В рамках этих экспериментов добровольцы из числа студентов ТГУ смотрели на экран, разделенный на девять частей, в одной из которых выводился эллипс с вписанным в него словом "верх" или "низ", которое не всегда совпадало с его положением на экране.
Затем слово исчезало, и на экране появлялась стрелка, указывающая вверх или вниз. В этот момент студенты должны были повести глазами в указанном направлении. После этого на экран выводилась еще одна такая же точка, чье положение могло быть или тем же, или чуть другим, чем у изначального эллипса. В этот момент добровольцы должны были понять, совпадает ли их позиция, и нажать на соответствующую кнопку на клавиатуре.
Наблюдая за движением глаз и тем, как отклонялась траектория движения взгляда студентов, Царегородцева и ее коллеги показали, что наш мозг действительно считает слова и содержащиеся в них смыслы реальными физическими объектами. В частности, слово "верх" заставляло студентов запоминать неправильное положение точки, находившееся в стороне от ее реального положения. Из-за этого в их реакции возникали задержки, и они нажимали на кнопки клавиатуры медленнее.
Таким образом, авторам статьи удалось показать, что абстрактные слова ведут себя как объекты материального мира внутри рабочей памяти человека, вероятно помогая нам лучше и быстрее запоминать воспринимаемую информацию.