МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости. Президент Франции Франсуа Олланд может сыграть роль ключевого посредника между РФ и США в объединении усилий против террористической организации "Исламское государство" (ИГ) как на политическом, так и на военном уровне, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
В пятницу вечером в Париже произошла серия терактов. Неизвестные открыли стрельбу в одном из ресторанов, три взрыва прозвучали в непосредственной близости от стадиона "Стад де Франс", где проходил товарищеский матч футбольных сборных Франции и Германии, на котором присутствовал французский президент. Кроме того, на рок-концерте в театре "Батаклан" неизвестные захватили заложников. По последним данным, погибли 129 человек, около 300 ранены.
"ЧЕЛНОЧНАЯ" ДИПЛОМАТИЯ
Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников полагает, что французский президент "действительно сможет сыграть роль связующего звена между Москвой и Вашингтоном". Эксперт назвал предстоящие визиты Олланда в Москву и Вашингтон "челночной дипломатией". По его мнению, предстоящие переговоры с участием французского лидера "могут подвинуть дело (борьбы с ИГ — ред.) в новое русло".
"На фоне этих трагических событий, произошедших в Париже, нашим западным партнерам стало ясно, что то, что делали западные страны до сих пор, мягко говоря, не достаточно, чтобы победить ИГИЛ. В каком-то виде эта единая антиигиловская коалиция может существовать", — уверен Сотников.
"Получается, что, к сожалению, эти трагические события в Париже подталкивают наших западных партнеров к тому, чтобы понять, что то, к чему постоянно призывала Москва, имеет место быть", — сделал вывод эксперт. Президент РФ Владимир Путин, выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, призвал мировое сообщество к созданию широкой международной антитеррористической коалиции с участием исламских стран.
Профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России Евгения Обичкина считает, что у Франции есть возможность стать эффективным посредником при организации, в первую очередь, силового, а не политического взаимодействия между США и РФ.
"У Франции и России существует наработанный механизм взаимодействия по вопросам безопасности, это с 2002 года работающий франко-российский Совет по вопросам безопасности и обороны. Существует давнее сотрудничество на уровне министров иностранных дел и обороны, на уровне генеральных штабов и спецслужб. Кроме того, Франция имеет с американскими военными очень тесные связи со времен еще операции против Югославии… прямые взаимоотношения помимо НАТО. Эти механизмы двусторонние могут помочь, если их наложить друг на друга и совместить", — считает Обичкина.
В то же время, она осторожно оценивает значимость усилий Олланда для достижения политических договоренностей между РФ и США. "С точки зрения чисто политической воли, изменит ли это уже начавшийся диалог между Обамой и Путиным — в этом я менее уверена. На уровне политическом просто уже многое сделано. Хотя, если Франция подключится к этому диалогу, то это будет только лучше, не повредит никак", — заключила эксперт.
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНО
В рамках своего выступления перед конгрессом Франсуа Олланд также призвал парламентариев укрепить национальную безопасность, внеся изменения в конституцию страны и приняв ряд соответствующих законопроектов. В частности, он предложил переработать порядок наделения президента особыми полномочиями, а также введения осадного положения в случае непосредственной угрозы безопасности страны.
"Что касается изменений в конституцию, мне кажется, сегодня это вполне реально", — считает Обичкина.
Как подчеркнула эксперт, представители левых политических сил "очень чувствительны к подобным изменениям" — в частности, "потому, что левое большинство во многом выражает интересы иммигрантской общины, которая боится, что права и привычные правила жизни выходцев из этой общины затронут этим законодательством". В результате, Олланду будет труднее добиться поддержки в левом большинстве, уверена Обичкина.
"Степень осознания угрозы именно депутатским корпусом пока недостаточно проявилась. Здесь могут быть серьезные трудности при прохождении подобных законопроектов", — отметила она.
При этом правые политические партии — и правоцентристы, в лице возглавляемой бывшим президентом Николя Саркози партии Les Republicains ("Республиканцы"), и крайне правые — "они бы поддержали эти меры, безусловно", однако сегодня их представительство в парламенте страны не так значительно, добавила эксперт.
ДОЛЯ ПОПУЛИЗМА МИНИМАЛЬНА
"Сегодня уже на карту поставлена и честь президента, честь правительства, и вообще честь республиканских институтов, которые они призваны защищать просто по конституции, поэтому здесь, конечно, доля популизма минимальна", — уверена Обичкина.
Она напомнила, что уже после предыдущих террористических атак в Париже в январе — нападения на редакцию журнала Charlie Hebdo и кошерный магазин — и Олланд, и премьер-министр Франции Мануэль Вальс заявили, что ИГ является для Франции "опасностью номер один". "Сейчас они говорят, что Франция находится в состоянии войны против ИГ. Это, в общем, не громкие слова, это четкое осознание реальной угрозы, которая не только является внешней угрозой для цивилизованного мира, но которая является внутренней угрозой (для Франции)", — отметила эксперт.
В частности, величина этой угрозы обусловлена "очень серьезным и быстрым воспроизводством тайной террористической армии внутри Франции", сказала Обичкина. Во Франции созданы условия для такого воспроизводства — это толерантность французского общества и "республиканские законы, а главное, республиканская практика поведения полиции", которая "не позволяла последовательно идти по линии ужесточения", считает Обичкина.
"Над Францией очень серьезная угроза нависла — это не только угроза террористических атак, но, в дальнейшем, может быть, и угроза серьезного раскола общества по поводу жизненности и сохранения незыблемости республиканских институтов. Потому что, конечно, ксенофобия может на этом фоне сейчас развиться очень серьезно", — добавила эксперт.