Тайваньские компании сегодня работают в России в основном в области информационных технологий, однако сферы сотрудничества могут быть значительно шире. Тайвань с оптимизмом смотрит на российский рынок и видит потенциал для взаимовыгодных инвестиций. О том, какие секторы экономики интересуют тайваньских предпринимателей в России и в какие отрасли они готовы пригласить инвесторов из РФ, в интервью РИА Новости рассказал глава представительства Тайваня в России Ван Цзянь Е.
Официальные отношения между центральным правительством КНР и островной провинцией прервались в 1949 году после того, как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на Тайвань. Деловые и неформальные контакты между Тайванем и материковым Китаем возобновились в конце 1980-х годов. С начала 1990-х годов стороны стали контактировать через неправительственные организации — пекинскую Ассоциацию развития отношений через Тайваньский пролив и тайбэйский Фонд обменов через пролив. Россия считает Тайвань неотъемлемой частью Китая.
В Сингапуре 7 ноября 2015 года состоялась первая за 66 лет встреча между руководителями Тайваня и КНР. Глава администрации Тайваня Ма Инцзю на ней предложил придерживаться "консенсуса 1992 года", подразумевающего признание принципа "одного Китая", и также поддерживать статус-кво в отношениях. В свою очередь председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что стороны должны уважать друг друга и сотрудничать. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала встречу исторической и выразила уверенность, что она пойдет на благо процветания всего китайского народа.
Глава представительства Тайваня в России Ван Цзянь Е позже в комментарии РИА Новости уточнил, что ни одна из сторон "консенсуса 1992 года" политически не подчинена другой. "В рамках сохранения статуса-кво в отношениях Тайваня и материкового Китая как Тайвань, так и Китай признают существование "консенсуса 1992 года", который устанавливает принцип "одного Китая в соответствующих интерпретациях". Таким образом, ни одна из сторон договора политически не подчинена другой", — приводит его слова представительство.
— Господин Ван, расскажите, пожалуйста, как сейчас развивается экономическое сотрудничество между Россией и Тайванем?
— Тайвань очень ориентирован на торговлю. Мы бы хотели развивать торговые отношения со всеми странами мира, включая Россию. В том числе и взаимные инвестиции. В сотрудничестве с Россией мы видим огромный потенциал. Мы должны развивать их именно сейчас, иначе будет поздно.
— Какие сферы сотрудничества кажутся вам в настоящий момент наиболее перспективными?
— Нас интересует сотрудничество в различных сферах, у нас много развитых кластеров и сетей поставок. Это и биотехнологии, сельское хозяйство, IT, электроника, автопром, механическое оборудование, цифровые технологии, 3D — и я назвал лишь несколько сфер.
— Готовы ли инвесторы с Тайваня вкладываться в российские проекты в этих сферах?
— Да, и нам бы хотелось, чтобы больше инвесторов с Тайваня приходило в страну, изучило ее возможности. На этом этапе большинство инвесторов с Тайваня, которые работают в России, представляют сферу ICT (информационных и коммуникационных технологий — ред.). Это Asus, Transcend, Gigabyte.
— Планируют ли эти компании расширять бизнес в России?
— Я думаю, что, конечно, им хотелось бы расширить бизнес. Однако я бы не стал говорить за них. Все будет зависеть от ситуации на рынке.
— Планируют ли они локализоваться в РФ или создать СП с российскими компаниями?
— Я работаю здесь лишь около двух месяцев, но мне уже известно о целях правительства РФ по стратегии локализации. Я думаю, что Россия двигается в правильном направлении. Это важные меры. Мы уделим отдельное внимание особым экономическим зонам в России. Я думаю, что эти инициативы принесут наибольшую выгоду, если мы будем сотрудничать. Речь идет о Дальнем Востоке и о свободном порте Владивосток.
— Проявили ли уже компании интерес к этим зонам?
— Что касается свободного порта Владивосток, для нас это очень важный проект. В течение многих лет этот порт являлся одним из крупнейших в регионе, он имел большое значение и для наших рыболовных судов. В прошлом году китайская нефтехимическая компания China Petrochemical Development, которая базируется в Тайване, пришла в данный регион, чтобы изучить рынок. Мы надеемся, что это даст очень хороший старт сотрудничеству. Могу сказать, что интерес к этому региону России очень высок, поскольку он активно развивается.
— Значит, нефтехимия станет одним из основных направлений сотрудничества?
— Я думаю, да. Это сильная сторона РФ, которая является одним из крупнейших государств по добыче нефти и газа. Россия уже обладает высоким уровнем технологий в этой сфере, а у Тайваня мало энергоресурсов. Но мы активно развиваем отрасли, связанные с нефтехимией, и, полагаю, сможем сотрудничать на взаимовыгодных условиях.
— Может ли сложная ситуация в экономике РФ и девальвация рубля стать препятствием для компаний с Тайваня?
— И да, и нет. Мы следим за экономической ситуацией в РФ. Некоторые видят возможности, а кто-то трудности, и говорят, что сейчас неподходящее время, чтобы выходить на российский рынок. Ведение бизнеса всегда подразумевает риск. Чем больше риск, тем больше прибыль. Мы позитивно смотрим на рынок.
— Готов ли Тайвань пригласить к себе инвесторов из России, какие сферы это могут быть?
— Конечно, почему нет? Я уже упомянул несколько сфер от сельского хозяйства до ICT, от традиционных до современных. Также важными секторами являются здравоохранение, образование и зрелищные виды искусства, культура.
— Интересно ли Тайваню развивать туристическое направление с Россией?
— Население Тайваня составляет лишь 23 миллиона человек, что очень мало по сравнению с Россией. Однако количество путешественников в Тайване очень высоко. Немногие из них пока были в России, страна незнакома им. Однако я думаю, что у РФ много преимуществ, и надеюсь, что, если будут созданы соответствующие механизмы, туризм станет более удобным. Я говорю о визовом режиме, прямом авиасообщении.
— В прошлом году был открыт прямой рейс Москва-Тайбэй…
— Он во многом помог нашим отношениям, не только туристам, но также школьникам, студентам. Однако этот рейс выполняла компания "Трансаэро"… В настоящий момент ситуация для нас не совсем понятна. Прямое авиасообщение очень важно для нас. Без него мы будем тратить много времени и средств, чтобы добраться до России. Это же касается и российской стороны.
— Ведутся ли в настоящий момент переговоры по вопросу восстановления прямого авиасообщения?
— Вероятно, частные компании обсуждают этот вопрос. Наше представительство не участвует в подобных переговорах.