МОСКВА, 16 ноя – РИА Новости. Главным отличием мозга человека от шимпанзе оказалось то, что наша нервная система обладает более высокой пластичностью и она легче поддается внешнему влиянию, что позволяет нам приспосабливаться к новым условиям и учиться новым вещам, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
"Мы выяснили, что структура мозга шимпанзе гораздо жестче задается генами, чем развитие человеческого мозга, что говорит о том, что наша нервная система во многом формируется под действием внешней среды, вне зависимости от генетических факторов", — заявила Аида Гомез-Роблес (Aida Gomez-Robles) из университета Джорджа Вашингтона (США).
Гомез-Роблес и ее коллеги пришли к такому выводу, изучая структуру мозга у свыше 200 людей и аналогичного числа обезьян, которые были или близнецами-двойняшками (в случае с людьми), или же приходились близкими родственниками друг другу (в случае с шимпанзе).
Ученых интересовало, насколько сильно мелкие различия в устройстве генов будут влиять на то, каким большим будет мозг и как он будет устроен. Для этого ученые получили томограммы мозга у всех участников эксперимента, и сопоставили их с тем, какими мутациями они обладали.
Оказалось, что гены действительно сильно влияли на то, каким большим был мозг, что наблюдалось как среди людей, так и приматов, причем для обезьян эта зависимость была несколько слабее. Аналогичным образом, гены определяли то, как работал и как был устроен мозг у шимпанзе, чего, однако, не наблюдалось среди однояйцевых и двуяйцевых близнецов.
Как полагают ученые, это необычное расхождение можно объяснить тем, что на развитие нашего мозга, формирование коры, мозжечка и других отделов нервной системы в наибольшей степени влияют не гены, а то, в какой среде мы живем во время детства и с какими проблемами мы сталкиваемся в то время.
Подобная изменчивость мозга – пластичность, как называют этот феномен нейрофизиологи, вероятно, позволяла нашим предкам гибко приспосабливаться к обитанию в новых уголках планеты и быстро занимать незнакомые до этого экологические ниши в уже следующем поколении, а также осваивать культуру, писменность и приобретать новые знания на протяжении всей жизни.
По словам Гомез-Роблес, это необычное свойство нашего мозга может быть связано и частично объясняться тем, что человеческие дети рождаются недоразвитыми – их мозг продолжает расти и меняться и после выхода из утробы матери. На настоящий момент, признает генетик, еще не понятно, что появилось первым – медленное развитие или возможность гибкой "настройки" мозга.
В пользу и той и другой гипотезы свидетельствует то, что детеныши одних из первых протолюдей, Homo erectus, обладавших умением изготовлять орудия труда, варить еду и двигаться на двух ногах, тоже рождались недоразвитыми. То же самое было характерно и для неандертальцев. Поэтому можно говорить о том, что высокая пластичность и ослабленный генетический контроль над развитием мозга мог сделать обезьяну человеком и подарить нам культуру и цивилизацию, заключают авторы статьи.