БИШКЕК, 16 ноя — РИА Новости. Для борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ) необходимы наземная операция и консолидация усилий международного сообщества, считают опрошенные РИА Новости киргизские эксперты.
Широкая экспансия ИГ, захватившего значительную территорию Ирака и Сирии, стала одной из главных мировых проблем 2014 года. Группировка, насчитывающая, по данным ЦРУ, около 30 тысяч боевиков, провозгласила на захваченных территориях "халифат" и продолжает агрессию. Единого фронта борьбы с ИГ нет: с группировкой борются правительственные войска Сирии и Ирака, международная коалиция во главе с США (пока ограничивается ударами с воздуха), а также иракские и сирийские курды. В результате боевых действий несколько тысяч мирных жителей погибли, сотни тысяч стали беженцами и еще несколько тысяч находятся в заложниках у ИГ.
Вечером 13 ноября в Париже произошла серия терактов, ответственность за которые взяло "Исламское государство". Неизвестные открыли стрельбу в одном из ресторанов, три взрыва прогремели вблизи стадиона "Стад де Франс", где проходил товарищеский матч футбольных сборных Франции и Германии в присутствии французского президента Франсуа Олланда. Кроме того, на рок-концерте в театре "Батаклан" неизвестные захватили заложников. По последним данным, погибли 129 человек, около 300 ранены.
Наземная операция
Известный в Киргизии политолог Марат Казакпаев считает, что угроза терроризма в современном мире существует для всех стран без исключения, но объектами террористических атак чаще становятся страны-участницы антитеррористической борьбы.
"Это удар по психологии населения, и направлен против государств, участвующих в антитеррористической операции в Сирии. Останавливаться нельзя, операцию нужно продолжать, более того, в этой ситуации уже невозможно ограничиться ударами с воздуха, нужна наземная операция", — уверен политолог.
По его словам, борьба с терроризмом должна быть последовательной и для ее эффективности необходимо объединиться всем участникам.
"Нет единства. Россия — отдельно, США со своими партнерами — отдельно, соответственно ниже эффективность. Это серьезная угроза человечеству, нужно объединиться", — сказал Казакпаев.
В необходимости наземной операции уверен также директор аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов. Он считает, что действия России, которая наносит авиаудары по позициям террористов в Сирии, эффективны, но одних бомбардировок, в том числе, и западной коалиции, недостаточно.
"Реальный эффект без наземной операции, без зачистки невозможен", — заявил эксперт.
Идеалогия насилия
По словам Маликова, идеология "Исламского государства" призывает к насилию. "Исламское государство" — это идеология, призывающая к насилию, дает легитимность на насилие и под ее шапкой могут существовать десятки организаций", — считает эксперт.
"ИГИЛ уже год, как здесь (в Киргизии). После провозглашения ими "халифата" в 2014 году, мелкие автономные группы из крайне радикальных сил начали приносить присягу "Исламскому государству". Они вышли на них по своим каналам через Турцию, Сирию и ИДУ ("Исламское движение Узбекистана" признано террористической организацией Верховным судом Киргизии, ее деятельность на территории страны запрещена)", — сказал Маликов.
Он подчеркнул, что эта идеология завлекает в свои сети не только молодые неокрепшие умы, но и зрелых людей.
"Некоторые уезжают семьями (из Киргизии в Сирию) — бабушки, женщины с детьми. И тут надо смотреть не на цифры, а на динамику роста и для пятимиллионной Киргизии она довольно серьезная. В 2012 —2013 году зафиксированы первые восемь случаев выезда подростков на территорию Сирии, 2014 год — их уже 70, через пять месяцев — 180, а на сегодняшний день уже сотни. Динамика роста высокая", — заявил эксперт.
Он добавил, что есть и те, которые "возвращаются и сидят". "Опасность в Киргизии — это спящие ячейки, деятельность которых зависит от политической ситуации… Не все же на учете, возвратиться можно. Многие официально находятся в России или Турции на заработках, у нас безвизовый режим с Турцией. Они могут до четырех месяцев находиться там, тренироваться и потом приехать", — считает Маликов.
По его мнению, для борьбы с влиянием ИГ нужно использовать комбинированные меры.