Экстремистская группировка "Ахрар аш-Шам" является одной из крупнейших и наиболее мощных в Сирии. Она сотрудничала с террористами из "Джебхат ан-Нусры", некоторые из которых перешли в ее ряды. Согласно исследованию Стэнфордского университета, группировка финансируется сетями исламистов из стран Персидского залива. По различным данным, в состав "Ахрар аш-Шам" входит до 25 тысяч боевиков. Она является одной из самых хорошо экипированных сирийских группировок.
Кто входит в группировку "Ахрар аш-Шам"
"Ахрар аш-Шам" была основана суннитскими заключенными, выпущенными по амнистии из сирийской тюрьмы в мае 2011 года. На данный момент "Ахрар аш-Шам" является союзником салафитских бригад, которые сражаются в Сирии с правительственными войсками президента Башара Асада.
Год назад почти все лидеры группировки погибли в результате теракта в провинции Идлиб. Ответственность за тот теракт никто на себя так и не взял. Как отмечает Рейтер, многие думали, что после этого "Ахрар аш-Шам" перестанет существовать. Однако она, наоборот, моментально возродилась с новыми силами, новыми лидерами и новым военным командованием. Группировка открыла несколько филиалов для решения политических, военных, социальных и финансовых вопросов. По словам представителей "Ахрар аш-Шам", они не ставят своей целью "всемирный джихад" и якобы намерены действовать только в границах Сирии.
Рейтер отмечает, что когда группировка только была сформирована, у нее были серьезные связи с руководством "Аль-Каиды" — в частности, Абу Халед аль-Сури — один из лидеров "Ахрар аш-Шам", погибший в прошлом году, воевал бок о бок с Усамой бен Ладеном и был хорошо знаком с его последователем Аманом аз-Завахири.
Новое руководство группировки пытается оградить тебя от связей с "Аль-Каидой", однако, по данным Рейтера, у "Ахрар аш-Шам" по-прежнему "особые отношения" с одним из ее филиалов — "Джебхат ан-Нусрой".
"Повстанцы в Сирии утверждают, что "Ахрар аш-Шам" поставляла "Джебхат ан-Нусре" оружие, и неясно, продолжается ли это по сей день", — пишет Рейтер.
Бывший боевик "Джебхат ан-Нусры" подтвердил агентству, что, насколько ему известно, группировка, в которой он воевал, использует "Ахрар аш-Шам" как источник поставок оружия, "особенно в некоторых битвах".
Рейтер отмечает, что среди многочисленных сирийских группировок "Ахрар аш-Шам" играла одну из важнейших ролей в сирийской гражданской войне.
По данным Financial Times, в течение последнего года группировка пытается выставлять себя более умеренной силой, "протянув руку западным партнерам".
Статья написана от имени главы внешнеполитического ведомства группировки Лабиба аль-Нахаса и опубликована 10 июля. В ней он называет «полным провалом» стратегию Барака Обамы в Сирии и отмечает, что "Ахрар аш-Шам" была "ложно обвинена" в связах с "Аль-Каидой" и "несправедливо очернена" администрацией президента США.
25 июля другая колонка Лабиба аль-Нахаса была опубликована в британской газете The Telegraph. Там он подверг критике власти Великобритании — в частности, бывшего лидера парламентской оппозиции Эда Милибэнда — за то, что парламент страны два года назад проголосовал против военной операции в Сирии.
В середине июля бывший посол США в Сирии Роберт Форд, проработавший на своем посту с 2011 по 2014 год, опубликовал на сайте Института Ближнего Востока статью, в которой призвал Белый дом вести переговоры с "Ахрар аш-Шамом". Дипломат назвал группировку "главной силой" сирийских повстанцев и заверил, что они якобы более "умеренны", чем "Аль-Каида".
"Умеренные" или не очень?
"Не знаю, согласится ли Белый дом (расширить список умеренной оппозиции)", — прокомментировал источник в администрации президента США. Вместе с тем, по его словам, госсекретарь США Джон Керри может пойти на этот шаг.
Financial Times также отметила то внимание, которое было уделено обсуждению этого вопроса на венской встрече. "Министры иностранных дел, собравшиеся в эти выходные в Вене обсудить Сирию, будут биться над одной из проблем, которая вызывает больше всего противоречий, — кого считать настоящим врагом (в Сирии — ред.)", — пишет издание.
До сих пор Белый дом и его союзники старались уклоняться от прямого обсуждения того, какие исламистские группировки являются террористическими, а какие — нет. США избегали публичных заявлений о вовлеченных в конфликт исламистских группировках: отчасти потому, что некоторых из них поддерживали ближневосточные союзники Вашингтона, а отчасти потому, что временами эти группировки сражались на стороне сил, поддерживаемых США, говорится в статье.
Британская газета The Independent еще в мае писала, что Саудовская Аравия и Турция совместными усилиями поддерживают исламистов, которых США бомбят в Сирии. Это говорит о том, что интересы суннитских региональных держав и Вашингтона разошлись.
Группировка "Ахрар аш-Шам" упоминается в этой статье как один из представителей новой коалиции боевых фракций "Армии завоевания", сражающихся против Асада в Сирии, и позиционируется изданием как экстремистская.
Как отмечает The Independent, до этого отношения между Турцией и Саудовской Аравией были напряженными — в частности, из-за поддержки первой "Братьев-мусульман", которых последняя считала угрозой. Однако, по словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, недостаточно активные действия Запада в Сирии, в частности отказ ввести бесполетную зону, означает, что региональные силы должны объединиться и оказать поддержку сирийской оппозиции.
После того как в январе 2015 года в Саудовской Аравии сменился король и страну возглавил Салман ибн Абдел-Азиза аль-Сауд, он стал искать сближения с Катаром и Турцией. Они совместно решили усилить поддержку радикальных группировок исламистов в Сирии. Результатом стало появление в марте "Армии завоевания", пишет аналитик фонда New America Foundation Барак Барфи в своей статье для The National Interest.
По его словам, нового саудовского короля раздражает рост влияния Ирана и в особенности его поддержка сирийского правительства. "В отличие от Вашингтона, главной целью Саудовской Аравии является свержение режима, а не уничтожение "сИсламского государства", — поясняет он. Саудиты не видят никакой разницы между умеренной и радикальной оппозицией, стремясь поддерживать любого, кто готов бороться с сирийским правительством.
"Ближневосточные партнеры Вашингтона начнут поддерживать радикальные формирования повстанцев. Таким образом они превратят повстанцев, поддерживаемых США, из редкого вида в исчезнувший. Скоро у Вашингтона союзников в Сирии не останется", — писал Барак Барфи в журнале The National Interest.
Агентство AFP объясняет, почему для "Ахрар аш-Шам" так важно стать частью так называемой умеренной оппозиции — в этом случае группировка получит поддержку со стороны США и возможность обучаться у американских военных инструкторов.
"Сирийское пробуждение" или реальный терроризм
Многие придерживаются мнения, что "Ахрар аш-Шам", ряды которой, по данным на август 2015 года, насчитывали 25 тысяч человек, является радикальной группировкой исламистов и лишь притворяется, что она — умеренная, пишет FT.
"Мы обратили внимание, что они пытаются дистанцироваться от "Аль-Каиды", но они остаются салафитами, это "нельзя отрицать", — заявил Рейтер один из военных командиров, сражающихся на стороне сирийского правительства. Салафиты являются последователями жесткой формы ислама суннитского толка, той же, которую проповедуют и в "Аль-Каиде".
В октябре агентство Associated Press процитировало угрозы в адрес России от одного из лидеров группировки, назвавшего операцию российской боевой авиации "оккупацией". "Советский союз вторгся в Афганистан, где его ждал конец, а его мальчиков ждет такой же концец в земле Леванта, даст Бог", — писал он.
В преддверии встречи в Вене министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд, заявил, что переговоры по статусу тех или иных группировок — и "Ахрар аш-Шам " — будут сложными. "Россия, конечно, начнет с утверждения того, что признает группировку террористической", — цитирует его слова издание Financial Times.