КИЕВ, 14 ноя — РИА Новости. "День тишины" наступил на Украине накануне дня голосования во втором туре выборов мэров 29 городов — в субботу запрещены любые агитационные мероприятия, а все политические рекламные щиты и плакаты должны быть сняты.
Нарушение правил ведения политической агитации, согласно украинскому законодательству, влечет за собой административную ответственность в виде штрафа до 1360 гривен (около 60 долларов).
Выборы в органы местного самоуправления прошли на Украине 25 октября по новому избирательному закону. В небольших городах с населением менее 90 тысяч человек мэра избирали простым большинством голосов, а в крупных — абсолютным большинством (50% плюс один голос). В 29 крупных городах ни один из кандидатов не смог набрать абсолютного большинства, и был назначен второй тур выборов мэра. Его результаты должны быть обнародованы не позднее 20 ноября.
Местные выборы не будут проходить в ряде населенных пунктов Донецкой и Луганской областей из-за проведения там Киевом военной спецоперации.
В действующем законодательстве о выборах указано, что политические партии и кандидаты могут вести политическую агитацию со следующего дня после регистрации территориальной избирательной комиссией и обязаны прекратить ее в 24.00 последней пятницы перед днем голосования. Голосование традиционно пройдет в воскресенье.
После наступления "дня тишины" любая агитация или агитационные мероприятия запрещены. По всей стране запрещены любая реклама кандидатов и партий, концерты или мероприятия в поддержку политических сил. Работники коммунальных служб должны успеть до наступления "дня тишины" снять все политические рекламные щиты и плакаты.
В так называемый день тишины перед голосованием на местных выборах, которые прошли на Украине 25 октября, ни МВД Украины, ни Центризбирком серьезных нарушений не зафиксировали.
Коммунальные службы по всей стране за день до наступления "дня тишины" приступили к очистке городов и населенных пунктов от агитационных материалов. За ночь с улиц исчезли агитационные стенды и плакаты с партийной символикой.
В день перед голосованием в стране не проводились ни концерты в поддержку кандидатов или партий, ни массовые акции или митинги, ни еще какие-либо мероприятия, которые носили бы агитационный характер.
О нарушениях правил ведения агитации в "день тишины" заявили общественники. Общественная организация Комитет избирателей Украины (КИУ) в ряде регионов зафиксировала факты размещения материалов, содержащие признаки агитации, на билбордах и ситилайтах. В организации заявили, что размещенные материалы были выполнены в стилистике, используемой партиями и кандидатами, или же с их лозунгами.
В частности, по данным КИУ, в Киеве в день голосования в первом туре такие материалы были размещены от кандидатов в мэры столицы Борислава Березы и Сергея Думчева; в Одессе была зафиксирована агитация от имени кандидата в депутаты местного совета Светланы Фабрикант; в Херсоне была зафиксирована скрытая агитация от партий "Батькивщина" и "Возрождение".
Однако, согласно отчетам общественных организаций, нарушения правил ведения агитации не носили массового характера и не могли повлиять на волеизъявление граждан. Общественники заявили, что случаи нарушений связаны с несущественным наказанием для нарушителей. По мнению членов общественных организаций, кандидатам или партиям несложно заплатить небольшой штраф (около 60 долларов) и продолжать агитировать.
По оценкам наблюдателей общественной организации ОПОРА, наиболее активную агитационную кампанию на нынешних выборах провели президентский "Блок Петра Порошенко "Солидарность". В тройку лидеров по агитационной активности также вошли партия "Батькивщина" и "Наш край".
Чуть менее активными оказались Оппозиционный блок, "Украинские объединение патриотов — УКРОП", объединение "Самопомощь", Аграрная партия Украины, партии "Возрождение" и "Свобода", Радикальная партия Олега Ляшко, "Родной город" и общественное движение "Народный контроль". В отчете говорится, что только шесть политических партий вели агитационную деятельность в более чем трети регионов Украины.
Интенсивность политической агитации в преддверии второго тура была значительно меньшей в сравнении с первым туром. Даже в столице политическая агитация была сведена к минимуму: изредка можно было увидеть агитационную палатку или билборд. Чаще всего встречалась агитация кандидата в мэры Борислава Березы. В СМИ также почти отсутствовала политическая реклама партий или кандидатов.
Коммунальные службы традиционно еще ночью в канун "дня тишины" приступили к демонтажу политической агитации и рекламы политических партий и кандидатов. Но поскольку агитационная кампания в перерывах между первым и вторым турами (три недели) не была интенсивной, работы у коммунальщиков было немного. В целом коммунальщики справились со своей задачей, и открытая политическая агитация исчезла с улиц городов, населенных пунктов и дорог.
МВД Украины привлечет к обеспечению общественного правопорядка во время второго тура более 31 тысячи правоохранителей.
Советник главы МВД Украины Иван Стойко заявил, что по результатам первого тура почти равные шансы остаются у кандидатов в Днепропетровске. Похожая ситуация в Луцке, Житомире, Ивано-Франковске, Белой Церкви, Кировограде, Хмельницком, Запорожье и Мелитополе.
В связи с этим МВД значительно усилит охрану общественного порядка в этих городах, в частности привлечет дополнительные силы, создаст группы быстрого реагирования и взрывотехнические службы.
Другой советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк в свою очередь отметил, что силовики считают наиболее вероятными провокации во время голосования в семи городах: Днепропетровске, Николаеве, Павлограде, Мелитополе, Запорожье, Днепродзержинске и Ужгороде. По его словам, силовики готовы к пресечению каких-либо провокаций и способны "жестко и адекватно" на них реагировать.