Заканчивается подсчет голосов на всеобщих выборах в Республике Союз Мьянма, прошедших 8 ноября. Окончательные официальные результаты могут быть объявлены в воскресенье 15 ноября. Неофициальный подсчет показал, что наибольшее количество депутатских мест получит оппозиционная партия Национальная лига за демократию (НЛД). В день выборов в Мьянме работали официальные наблюдатели от многих стран. Российскую группу наблюдателей, прибывшую в страну по приглашению правительства, возглавил член ЦИК России Сиябшах Шапиев. В интервью корреспонденту РИА Новости Евгению Беленькому он рассказал об основных особенностях и отличиях избирательной системы Мьянмы от российской.
— Сиябшах Магомедович, расскажите, пожалуйста, об особенностях выборов в Мьянме и мьянманской избирательной системы.
— Особенностей и отличий, действительно, очень много. Начну с процесса формирования обеих палат парламента. Четверть мест в них зарезервирована за военными, а три четверти избираются гражданами страны. Важно отметить то, что законодательно закреплено право национальных меньшинств иметь своих представителей в парламенте, и это право неукоснительно соблюдается.
Например, мы были в одном районе компактного проживания национальных меньшинств, где на участке зарегистрировано всего три избирателя. И тем не менее участок работал. Один проголосовал при нас.
Кроме того, в отличие от предыдущих парламентских выборов, в которых принимало участие 37 политических партий, на этот раз в избирательной кампании была представлена уже 91 партия, что, безусловно, говорит о росте демократических элементов в политической жизни страны.
Стоит отметить, что выборы в Мьянме проходят только по мажоритарной системе, то есть граждане голосуют не за партийный список, а конкретно за определенного кандидата от партии.
— А как в Мьянме формируются избирательные комиссии?
— В их состав, в отличие от России, не входят представители политических партий. Во-вторых, состав всех нижестоящих избирательных комиссий от комиссий субъектов до участковых назначается постановлением ЦИК Республики. Из примерно 15 членов каждой комиссии девять человек выбираются из числа работников бюджетной сферы, а шесть — от общественных организаций. Их называют волонтерами. Интересно, что во время работы комиссий (кстати, состав комиссий назначается только на время проведения избирательной кампании — еще одно отличие от российской избирательной системы) членам комиссий — работникам бюджетной сферы — не выдается оплата за эту работу, но сохраняется заработная плата по основному месту работы. Члены комиссий из числа так называемых волонтеров получают зарплату за свою работу из бюджета ЦИК Республики.
— Какие районы и избирательные округа вы посетили во время поездки?
— Программа поездки была достаточно насыщенной. 5 и 6 ноября были в Янгоне, 7 ноября перелетели в город Баган, это Мандалайский административный округ. В день голосования, 8 ноября, мы посетили несколько избирательных участков Багана, а затем переехали (это около 200 километров) в столицу страны город Нейпьидо. По пути мы останавливались и наблюдали за голосованием в сельской местности и поселках городского типа.
— Как проходили выборы. Вы ведь присутствовали на избирательных участках с самого их открытия?
— Да, с шести часов утра. Вместе с членами городской избирательной комиссии Багана мы присутствовали на открытии одного из избирательных участков города и были очевидцами того, о чем активно писали в СМИ. На участках еще до их открытия действительно образовывались длинные очереди. Думаю, это связано и с высокой явкой избирателей (по моим данным, на тех участках, которые посетили мы, она составила не менее 65-70 процентов), и с достаточно сложной организацией процесса голосования. Граждане голосовали не только по нескольким спискам, поскольку выбирали депутатов одновременно обеих палат парламента, но и в нескольких помещениях на территории одного избирательного участка. Также на многих участках, включая районы проживания национальных меньшинств, проходили выборы в региональные парламенты и местные органы самоуправления. Иногда граждане не находили себя в списках и требовалось время на решение этих вопросов. Поэтому к 16:00 — времени закрытия участков — на многих из них, в том числе на тех, которые посещали в это время мы, еще стояли длинные очереди. Но надо отдать должное организаторам: они продлили время работы участков для того, чтобы все желающие смогли проголосовать. Поэтому некоторые участки закрылись на два часа позже. Затем начался процесс подсчета голосов, который продолжался до 12 ночи.
— Вы присутствовали и во время подсчета голосов?
— Да, в Нейпьидо. Этот процесс также представлял интерес. Сначала все бюллетени раскладывались по отдельным корзинам для облегчения процесса подсчета, затем сотрудники комиссии доставали бюллетени, демонстрировали их присутствующим наблюдателям, объявляли вслух имя указанного в бюллетене кандидата, и другой сотрудник ставил черточки-голоса на листах большого формата (отдельных для каждого кандидата), которые размещались на доске и были видны всем присутствующим. То есть процесс был очень открытым.
Еще из особенностей хочу упомянуть о том, что в бюллетене напротив фамилии и имени кандидата, за которого вы хотите проголосовать, и эмблемы партии, к которой он относится, ставится не любой знак, а специальная печать. Этот штамп лежит в каждой кабинке для голосования, и он идентичен во всей стране.
— Какие вы бы назвали основные проблемы в организации процесса голосования? Какие были жалобы со стороны избирателей и наблюдателей?
— Наверное, основная проблема — это отсутствие электронного регистра избирателей, из-за чего, как я уже говорил, некоторые избиратели не могли найти себя в списках. Хотя организаторы и пытались уменьшить количество ошибок. Заранее перед избирательными участками вывешивались списки избирателей, чтобы каждый мог найти себя или заявить в комиссию о необходимости включения в список, если его там не было. Также избиратели получали по почте приглашения для участия в голосовании. В ходе встречи с коллегами из ЦИК Мьянмы мы высказали рекомендацию, что можно, например, увеличить число комиссий, чтобы уменьшить число избирателей в списках каждой — сейчас их получилось около 3 тысяч на каждом участке, что при отсутствии электронного формата ведения списков, конечно, создавало трудности.
Но в целом надо сказать, что, по нашим наблюдениям и по отзывам других наблюдателей, с которыми мы общались, процесс голосования прошел открыто, в соответствии с требованиями законодательства Мьянмы. Также все отмечали очень доброжелательное отношение к международным наблюдателям.
Я бы добавил еще один момент. Мы были свидетелями того, как с экранов телевизоров в день голосования проходила определенная агитация со стороны представителей иностранных государств, а именно послов некоторых стран, в частности, США и Бразилии. Они призывали граждан прийти на выборы и проголосовать. Но это, с моей точки зрения, прямое вмешательство во внутренние дела другого государства. Это было очень неожиданно. Как мы выяснили позже, послы и других — прозападных — государств также выступали по телевидению с подобными призывами. Такого нигде не приходилось встречать. Это несвойственная для послов функция.
— Какие встречи вы провели в ходе этой поездки? Были подписаны какие-то соглашения?
— Соглашений пока подписано не было, но у нас была встреча с руководством Центральной избирательной комиссии Мьянмы, на которой я рассказал о международной деятельности ЦИК России, в том числе о контактах с центральными избирательными органами тех стран, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве, и предложил ЦИК Мьянмы также заключить подобное соглашение с целью сотрудничества по вопросам организации и проведения выборов. Руководство ЦИК Мьянмы приняло это предложение, и мы договорились проработать этот вопрос по дипломатическим каналам.
Что касается других встреч, то у нас состоялись беседы с руководством правящей Партии солидарности и развития Союза, а также с партией "Национальная демократическая сила" и с главной оппозиционной партией "Национальная лига за демократию". У них в штабе мы увидели, что агитационный материал не только раздавался, но и продавался. Еще хотел бы заметить, что на улицах городов мы видели очень мало плакатов и агитационных материалов других партий — в основном плакаты с фотографиями лидера НЛД.
6 ноября в Янгоне мы встречались с представителями неправительственной организации "Национальный конгресс молодежи", который финансируется Европейским союзом и США. Около 1,3 тысячи человек присутствовали в качестве наблюдателей от этой организации на избирательных участках по всей стране.
Много встреч было с избирательными комиссиями. В частности, с руководством городской избирательной комиссии Янгона, с избирательной комиссией города Баган, с городской избирательной комиссий Нейпьидо и несколькими территориальными комиссиями.
— Какова была явка избирателей по вашим оценкам?
— 9 ноября мы присутствовали на пресс-конференции ЦИК Мьянмы, где была представлена первая информация о голосовании. Представители ЦИК республики озвучили предварительные данные по явке избирателей — около 90 процентов. Повторюсь, что на посещенных нами участках явка составила, по нашим оценкам, около 65-70 процентов.