БЕРЛИН, 13 ноя — РИА Новости, Ангелина Тимофеева. Даже после снятия визового режима миллионы украинцев не смогут попасть в ЕС, речь не идет также о свободном доступе на рабочий рынок Европы, между тем недостаточно эффективная борьба с коррупцией и отсутствие контроля со стороны Киева на границе с РФ продолжают осложнять процесс переговоров с Брюсселем, заявил РИА Новости в пятницу руководитель Центра изучения Центральной и Восточной Европы немецкого фонда имени Роберта Боша, член Германского общества внешней политики Штефан Майстер.
В декабре 2015 года, как ожидается, будет обнародован очередной доклад Еврокомиссии о прогрессе Киева на пути к отмене виз с ЕС.
"Пока неясно, о каком виде на жительство для украинцев идет речь, но это не будет так, что они смогут в любой момент свободно въезжать в ЕС. Пребывание на территории Евросоюза будет ограничено определенным временем и не с целью работы. Не думаю, что миллионы украинцев через пять лет — или сколько там времени займет процесс согласования — смогут попасть в ЕС. В этой сфере будет продолжать соблюдаться контроль и ограничения", — сказал эксперт.
Процедура займет годы
Диалог между ЕС и Украиной о либерализации визового режима был запущен в 2008 году, а в ноябре 2010 года ЕС предложил Украине план действий по визовой либерализации. С тех пор Еврокомиссия обнародовала пять докладов о прогрессе Киева на пути к отмене виз.
По словам Майстера, вопрос о снятии визовых ограничений между ЕС и Украиной связан с выполнением ряда критериев. "Это означает, что визы для украинцев никак не могут быть отменены прямо со следующего года", — сказал он, добавив, что "такая процедура может длиться еще несколько лет".
КОРРУПЦИЯ ОСТАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ
"Большой дефицит успехов наблюдается в области борьбы коррупции на Украине", — заявил Майстер, добавив, что "коррупция остается большой проблемой" на переговорах Киева с Брюсселем.
По словам эксперта, в этой связи открытым остается вопрос, "будет ли Украина в состоянии соответственно реагировать на попытки криминала, мафиозных структур пересечь границы ЕС" в случае либерализации визового режима.
Вместе с тем, по словам Мейстера, есть области, в которых на Украине уже достигнуты определенные успехи. "Это техническое обеспечение, введение биометрических паспортов, демаркация границ. Создание правовой базы — тут тоже наблюдается некоторый прогресс", — считает политолог.
Конфликт на востоке за скобками
"Если посмотреть прошлый доклад ЕК о прогрессе, то конфликт на востоке Украины не играет почти никакой роли в вопросе о визовой либерализации", — заявил немецкий эксперт.
Однако, по его словам, хотя данный фактор не упомянут прямо в докладе, опосредованно ситуация в Донбассе оказывает влияние на принятие решения, так как "она связана с вопросом, в какой степени Украина может контролировать собственные границы в самом Донбассе, а также с Россией". "Вопрос о демаркации границ с РФ является большой проблемой, по нему до сих пор не достигнуто согласие", — добавил эксперт.
"Если Украина не сможет контролировать границы, не сможет подтвердить это, то у нее возникнут проблемы относительно визовой либерализации", — считает он.
Немцы настаивают на условиях
Касаясь позиции официального Берлина по данному вопросу, Майстер заявил, что, хотя Германия поддерживает Украину в вопросе о снятии визовых ограничений в ЕС, "немцы всегда настаивают на выполнении условий".
Хотя Германия ангажирована в процесс реформ на Украине и готова оказать поддержку в решении технических и правовых вопросов, а также подготовке персонала, "если определенные условия, критерии не будет выполнены, то, в конечно счете, сделать ничего нельзя", сказал эксперт.
Отношения с Россией
В случае снятия визовых ограничений с Украины возможности для въезда россиян в соседнюю страну будут осложнены, свободный въезд будет невозможен, заявил Майстер. "Однако эти сложности можно нивелировать при помощи соглашения между ЕС и РФ. Изначальная идея состояла в том, что если визы снимаются для Украины, то они снимаются и для России. Из-за политического развития этого не произошло, но если политические отношения улучшатся, то можно будет запустить этот процесс заново", — сказал политолог.
По его словам, в настоящее время Брюссель не настаивает на улучшении отношений между Украиной и Россией "как на обязательном критерии" для либерализации визового режима. "Это не решающий фактов в сегодняшних дебатах, но в отношении обеспечения безопасности границ, контроля над границей, конечно, это играет роль", — сказал Мейстер.
Процедура либерализации
В случае, если Еврокомиссия решит, что Украина выполнила все требования плана по переходу к безвизовому режиму, она предложит внести страну в список государств, граждане которых могут въезжать в Евросоюз без виз на срок до трех месяцев.
Затем это предложение поступит на рассмотрение Европарламента, где выносится на голосование профильного комитета и пленарной сессии. Параллельно ведутся переговоры представителей Европарламента с экспертами Совета ЕС, в котором представлены все страны-члены. После одобрения документа на пленарной сессии ЕП, он переходит на рассмотрение Совета ЕС.
Если Совет ЕС соглашается внести Украину в список стран, в отношении которых действует безвизовый режим, вносятся изменения в соответствующий регламент Евросоюза. Европарламент и Совет ЕС принимают этот регламент, после чего он публикуется в Официальном журнале ЕС. Примерно через 20 дней граждане страны смогут ездить в ЕС без виз. В случае с Молдавией, которая ранее прошла аналогичную процедуру визовой либерализации, с публикации доклада Еврокомиссии (15 ноября 2013 года) до вступления безвизового режима в силу (28 апреля 2014 года) прошло полгода. При этом ЕС изначально поставил условием безвизового въезда наличие у граждан биометрических паспортов.