МОСКВА, 12 ноя — РИА Новости. Участникам переговоров по сирийскому урегулированию, запланированных на 14 ноября в Вене, не удастся решить целый ряд спорных вопросов, стороны находятся лишь в начале переговорного пути, и усилия международного сообщества пока не дадут значительного эффекта, считают опрошенные РИА Новости российские эксперты.
Ожидается, что 14 ноября в Вене соберутся представители стран, принявших участие в первом раунде широкого диалога по Сирии в конце октября. Кроме России, США и представителя ООН, на переговорах по сирийскому кризису ожидается присутствие Франции, Великобритании, Германии, Саудовской Аравии, Турции, Ирана и других региональных игроков, а также представителей ЕС, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС).
Не последняя встреча
"Это будет не последняя встреча в таком формате. Как и прошлый раз, очень многие спорные вопросы решить не удастся", — уверена советник директора Российского института стратегических исследований, востоковед Елена Супонина.
К числу таких вопросов, по мнению Супониной, относится политическая судьба президента Сирии Башара Асада. "Россия свою позицию по этому вопросу не поменяла. Однако Москва действует более активно и выносит на обсуждение в Вене конкретные предложения, например проведение досрочных парламентских и президентских выборов в Сирии в 2016 году. Хотелось бы, чтобы США и их союзники действовали не менее активно", — отметила эксперт. В то же время Россия не будет убеждать Асада снять свою кандидатуру, если он захочет принять участие в этом голосовании, подчеркнула Супонина.
Другой важной темой переговоров, по мнению Супониной, станет сирийская оппозиция. "Один из острых вопросов — кто будет представлять сирийскую оппозицию в том случае, если переговоры начнутся", — сказала эксперт.
"Оппозиция разрознена, уже дошло до того, что Россия сейчас активно встречается с самыми различными оппозиционными группировками, хотя прежде это было прерогативой США", — сказала Супонина. Однако, по ее мнению, американцы за пять лет конфликта так и не смогли объединить оппозицию, что "тоже вызывает очень большие вопросы".
С начала 2015 года в Москве также прошли два раунда межсирийских консультаций. На "Москве-1" в январе представители оппозиционных групп и гражданского общества Сирии, а также эмигранты выработали общую платформу и провели дискуссию с делегацией правительства Сирии. На "Москве-2" в апреле стороны согласовали документ, где отмечалось, что сирийский кризис нужно урегулировать политическими средствами на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.
Время еще не пришло
Востоковед, доцент Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Демиденко тоже убежден, что "пока ничего особенного ждать от венских встреч не стоит".
"Но что отличает ситуацию в Ливане от ситуации в Сирии — это наиболее активная часть, оппонирующая режиму Асада, которая не является договороспособной. То есть исламисты, которые оказывают решающее воздействие на ситуацию в целом, без их участия в каких-либо действиях наладить ситуацию в Сирии невозможно. Но они не способны разговаривать. А те люди, которые приезжают как оппозиция, они не способны воплотить в жизнь те договоренности, которые могут быть достигнуты", — считает эксперт.
По его словам, "пока деструктивный потенциал исламистов не выдохнется, этот конфликт не разрешится". "Поэтому пока перспектив никаких. Мы находимся только в начале переговорного пути (по Сирии), пока стороны выясняют, что может Россия, что может Иран, что могут другие участники. При этом ситуация крайне конфликтна, то есть время еще не пришло, чтобы усилия международного сообщества дали какой-то эффект", — отметил Демиденко.
В Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт, в результате которого, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются боевики экстремистских группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".
В конце октября в Вене прошла встреча глав МИД России, США, Саудовской Аравии и Турции по сирийскому урегулированию. Позднее к "четверке" по инициативе РФ присоединились еще несколько стран, способных внести свой вклад в нормализацию ситуации, в том числе региональные (Египет, Иордания, Иран, Ирак, Катар, Ливан, Оман, ОАЭ) и внешние (ООН, ЕС, Британия, Германия, Франция, Италия, Китай) игроки, в общей сложности почти 20 стран.
Участники переговоров приняли коммюнике, в котором констатировали необходимость сохранить единую Сирию и ее государственные институты, уничтожить "Исламское государство" и другие террористические группы и поддержать сирийских беженцев и принимающие их страны. Судьбу Сирии при этом должны решить сами сирийцы: власти и оппозиция создадут единое правительство, примут конституцию и проведут выборы.