Этой зимой впервые в современной истории Абхазии в горы поднимутся группы лыжных туристов, а в долине Ауадхара заработает первая гостиница на 50 человек.
Еще в советские годы в Ауадхаре туристы совершали лыжные походы, а геологи изучали возможности долины как горнолыжного курорта. Однако к концу восьмидесятых прекратились и лыжные туры, и научные исследования. В этом году, после паузы длиной в 30 лет, на самом известном горном курорте страны снова проводятся зимние маршруты.
Алик Налбандян работает гидом-проводником по западной горной Абхазии уже семь лет. В Агепсте и Ауадхаре он получил разряд по альпинизму. Этой зимой Алик организует катание по неподготовленным склонам долины Ауадхара и лыжные походы скитур от долины до села Псху.
Кирилл Черных катается на горных лыжах и лыжах скитур уже много лет, несколько раз поднимался зимой в абхазские горы, в том числе с фондом "Горная Абхазия". В абхазских горах он организует туристические летние экспедиции, а декабре этого года Кирилл с друзьями пойдут в бэккантри — пешие восхождения на вершины гор и спуски по неподготовленным склонам на лыжах или сноуборде.
"Здесь невероятно комфортные условия для катания — приятный климат, горные рельефы разной крутизны. Райдер любого уровня сможет найти в Ауадхаре трассу для хорошего спуска", — считает Кирилл.
Еще одна особенность абхазских гор — это мягкий субтропический снег. Такой есть всего в трех местах — на Аляске, в Японии и на Западном Кавказе. Осадки выпадают обильно, часто и большими хлопьями, что дает возможность кататься по свежевыпавшему снегу чуть ли не каждый день.
Оба специалиста уже совершали походы в абхазские горы, но уверены, что этой зимой с появлением гостиницы все будет по-другому.
"Отапливаемые домики, питание — это совсем другие условия. Теперь в непогоду туристы могут жить в тепле, гулять по долине и ждать хорошей погоды, а раньше любая метель серьезно нарушала планы. С появлением гостиницы можно говорить о полноценном туристическом сезоне", — отмечает Алик Налбандян.
Но, как поясняет руководитель фонда "Горная Абхазия" Тенгиз Тарба, речь идет о сезоне именно экстремального туризма. Сейчас в абхазские горы зимой могут подниматься только профессиональные райдеры, имеющие опыт спуска и катания на лыжах скитур по свежевыпавшему снегу и неизученному рельефу. Для других видов туризма отсутствует инфраструктура: нет необходимого оборудования, трасс и коммуникаций.
Между тем, по словам Тенгиза, зимний туризм в абхазских горах следует развивать с максимальной осторожностью. Строительство полноценного горнолыжного курорта приведет к серьезным нарушениям экосистемы. Кроме того, соседство с Красной Поляной может сделать неоправданными огромные финансовые вложения, которые потребуются для строительства курорта.
Мнение директора Института экологии Романа Дбар по этому поводу абсолютно однозначное: "В Абхазии нет возможностей компенсации экологических последствий от строительства горнолыжного курорта. В наших горах выпадает очень высокий уровень осадков, поэтому любой перемещенный камень, любая спиленная просека повлекут огромные грязеселевые потоки, которые будут уноситься в море и разрушать наши долины. Подобное строительство будет носить для нас губительный характер".
Однако специалисты уверены, что Ауадхара может стать экономически успешным центром зимнего туризма и без ущерба для экологии.
По словам Тенгиза, Ауадхара может стать популярной среди любителей экстремального туризма. Такое катание экономически выгодно. Скитур, бэккантри, сноукайтинг — удовольствия недешевые: для них необходима дорогая экипировка, а значит любители этих видов катания более платежеспособны, чем среднестатистические туристы.
Любителей этих видов зимнего туризма по всему миру сотни тысяч человек, и если в Ауадхаре создать все условия для интересного и безопасного экстремального катания, об этом быстро узнают те, кто увлечен этой темой. Кроме того, быстрому распространению информации способствуют медиа-ресурсы фонда "Горная Абхази" — его аудитория с учетом всех медиаплощадок достигает шести миллионов человек.
При большом потоке туристов появятся условия для создания отдельной туристической инфраструктуры и дальнейшего превращения Ауадхары в место не только летнего, но и зимнего туризма.
"Развитие круглогодичного туризма — одна из приоритетных задач для президента Республики Абхазия", — отмечает начальник Экспертного управления администрации президента Абхазии Ираклий Хинтба. Президент Рауль Хаджимба оказал всестороннюю поддержку фонду "Горная Абхазия".
По словам Ираклия, нужно пользоваться моментом, когда поток российских туристов в Европу в зимний сезон сократился из-за роста курса евро и доллара, и постараться предложить россиянам в качестве альтернативы Абхазию.
"В ближайшие годы этот вид туризма не будет массовым, так как пока у нас не создана необходимая инфраструктура. Но именно эта немассовость и эксклюзивность делает зимний отдых в Абхазии по-настоящему уникальным и, что самое главное, не создаёт давления на экологию — наше национальное достояние", — отмечает Ираклий.
По мнению Романа Дбар, влияние экстремального катания на экологию минимально, поскольку оно не требует подготовленных трасс и вырубки лесополосы. Однако при подготовке любого маршрута необходимо проводить исследования — выбранные участки могут быть местами зимовки животных. Зимой животные концентрируются там, где они могут пережить тяжелые зимние условия. К примеру, увары и серны располагаются ближе к местам выдувов — хребтам, где ветры открывают их пищу, траву альпийских лугов.
Для развития экстремального туризма в долине Ауадхара есть все природные условия.
"Нужна минимальная инфраструктура: прежде всего несколько снегоходов и специальных машин на гусеничном ходу — ратраков, чтобы поднимать людей на вершины. С помощью ратраков можно также подготовить несколько склонов для новичков, не привыкших кататься по свежевыпавшему снегу", — считает Кирилл Черных.
Больше возможностей и мобильности даст вертолет. Также он позволит предложить лыжникам хели-ски — самый дорогостоящий из экологически безопасных, но и самый привлекательный с точки зрения экстрима вид зимнего туризма. Любителей этого катания доставляют на вершину горы по воздуху, при этом спуск на лыжах начинается с прыжка с вертолета. В абхазских горах уже катались и американские, и французские любители хели-ски.
Другим немаловажным вопросом является соблюдение мер безопасности.
"В Ауадхаре необходимо построить базу, в которой могут работать сотрудники МЧС, специалисты по лавинам, метеорологи", — считает представитель МЧС Абхазии и участник экспедиций фонда "Горная Абхазия" Фат Смыр.
Даже если руководитель группы хорошо знает местность, катание по неподготовленному склону всегда лавиноопасно. Если сойдет лавина, сотрудник МЧС на горной базе свяжется с группой по рации, вызовет вертолет и окажет оперативную помощь.
"Другой фактор риска в горах — это погода", — убежден эксперт по лавинной безопасности, техник-метеоролог и сотрудник Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды СЦГМС ЧАМ Артур Бабенко.
"В горах погода меняется еще быстрее, чем на равнине, и часто не соответствует прогнозам в интернете. Местная метеостанция может передавать данные по абхазским горам гидрометеослужбе России и получать более точные прогнозы для данного региона", — добавляет Артур.
Помимо долины Ауадхара в горном регионе Абхазии найдется еще немало мест, привлекательных для зимнего туризма. Однако развитие этого направления по всей стране потребует огромных инвестиций: необходимы несколько туристических пансионатов и баз для сотрудников МЧС и метеорологов, укрепление дорог. При этом,по мнению Тенгиза Тарба, это все равно обойдется дешевле, чем строительство крупных горнолыжных курортов.
"За основу можно взять пример Италии или Франции, где в горах существует большая сеть туристических домиков на расстоянии 6-8 километров друг от друга. Таким образом, любителям скитур для безопасных длительных походов и катания не нужно ничего, кроме небольшого рюкзака с личными вещами", — рассказывает Алик Налбандян.
Ткуарчал, Псху, Кодорское ущелье, Гагрский хребет и долина Ауадхара — именно эти места по мнению специалистов фонда "Горная Абхазия" могут стать основными туристическими центрами в абхазских горах. Между ними могут располагаться базы для служб МЧС и метеостанций, а также небольшие туристические домики.
К такому выводу пришли специалисты фонда после серии зимних экспедиций, впервые организованных в абхазские горы в 2015 году. Экспедиции позволили собрать важнейшую информацию: исследовать возможные маршруты, улучшить навигационные карты, проверить трассы и склоны для экстремальных видов катания.
По мнению специалистов фонда в абхазских горах следует развивать именно активный туризм. Главная цель фонда — развитие в Абхазии горного туризма без ущерба для экологии региона.
Не менее важная задача — объяснять туристам и напоминать местным жителям о том, что горная Абхазия — это не только природа, но еще и неотъемлемая часть национальной истории и культуры.
"К сожалению, многое забыто: традиции поведения в горах, ритуалы и обряды. У фонда есть мощный информационный ресурс, и мы используем все наши медиаплощадки, чтобы сделать его и образовательным. Необходимо помочь нашему обществу и молодому поколению осознать, насколько наша страна уникальна, разнообразна и удивительна красива — и что мы в ответе за нее", — заявляет Тенгиз Тарба.
Другой немаловажный аспект — это популяризация абхазской топонимики. По этому вопросу ведутся общественные дискуссии. Окончательное решение, как называть географические объекты, остается за парламентом, однако пока оно не принято, фонд "Горная Абхазия" продолжает использовать исконные абхазские географические названия и планирует серию статей по топонимике.
Чтобы максимально подготовить туристов к походу в абхазские горы, специалисты фонда планируют серию зимних и летних экспедиций. Задачи: пройти и описать ранее не изученные маршруты, оценить лавиноопасность выбранных участков, написать треки на GPS-навигаторе с указанием всех родников, которые в некоторых местностях гор встречаются редко. Параллельно ведется работа над сайтом, который станет универсальным инструментом как для туристов, так и для турагентств, информационным источником по горной Абхазии, включающим описания всех маршрутов на абхазском, русском и английском языках.