Павел Гайков, для МИА "Россия сегодня"
В московском четырёхзальном кинотеатре в выходные "007: Спектр" показывают за день двадцать три раза. В соседнем десятизальном — тридцать раз. Свободных мест нет.
Самый дорогой, самый продолжительный, с самым высокооплачиваемым исполнителем роли Бонда, "007: Спектр" смог сразу занять особое место в истории "бондианы". С первых же дней его проката посещаемость кинотеатров на родине спецагента, в Великобритании, выросла на 136%. Только местный рынок принес фильму за две недели $100 млн.
В других европейских странах спрос аналогичный. После старта интернет-продаж билетов на новые "Звёздные войны" конкурировать с их объёмами смогла только одна картина, и это "Спектр".
Кинозал полон, между рядами тишина. Публика — в основном за 30. Переговаривавшихся подростков сразу же осаживают соседи. Все рекордные для франшизы 148 минут картины больше ста человек в зале молчат, иногда взрываясь смехом в местах, предусмотренных сценарием. Например, шутки про ипотеку и котов нравятся всем.
Прокат Бонда — это проверка покупательской способности кинозрителя старшего поколения, и тот выдерживает испытание блестяще. Аудитория принимает новые правила игры, пережив даже то, что теперь герой предпочитает пиво. Перезагрузку и переосмысление "бондианы" уже можно признать триумфальными.
Бонд в общем-то во все времена не боялся меняться, но в последних сериях он все чаще непозволительно много стал задумываться о том, кто он и что ему в жизни нужно. В стремительно меняющемся мире он опирается на старые ценности.
Франшиза, перешагнувшая свой шестой десяток, сегодня пребывает в идеальной форме. Предыдущий фильм — "Скайфолл" — стал самым кассовым в её истории: впервые сборы серии перевалили за миллиард долларов. Английский режиссёр Сэм Мендес удивил тогда зрителей и критиков, привнеся непривычные психологические ноты.
Его картину сравнивали с трилогией "Тёмный рыцарь" Кристофера Нолана, который показал, что комиксы делают не только для подростков.
Нечто подобное переживает сегодня и "бондиана", главный герой которой перестал попадать в привычное клише суперагента: лицензия на убийство для него теперь еще и лицензия на НЕубийство. Самоанализ и порой отчаяние проникли даже в такого повесу, каким долгое время оставался вечно молодой Джеймс Бонд. И вот уже некому смешать ему водку с мартини, не вернулся с последнего задания любимый "Астон Мартин"… Слово "одинокий" уже не кажется таким романтичным и беззаботным, как во времена Шона Коннери.
Фильмы про Бонда выходят каждые два-три года. За полвека этот марафон принес студии MGM более $6 млрд. "Бондиана" находится на почётном третьем месте в топе самых кассовых франшиз. Английскому шпионскому кинороману по-прежнему удается находить правильные ноты.
Если верить ему, то герой нашего времени — динамичный и рефлексирующий, грубый и сентиментальный, экспрессивный и безликий одновременно. Герой, который устраивает всех. Герой, который за пятьдесят с лишним лет все-таки устал, но не уходит. Герой, который уже не очень интересен подросткам, но всё ещё триумфально собирает полные залы.