Глава Управления по делам религии Турции Мехмет Гермез недавно посетил Москву и прочел проповедь для российских мусульман в реконстуированной Соборной мечети столицы. О том, на что сегодня он обращает внимание верующих и почему советует многомиллионной мировой умме (общине) перенимать у российских собратьев опыт мирного сосуществования разных народов и конфессий Мехмет Гермез рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости. Беседовал Радик Амиров.
- Господин Гермез, выступление иностранного проповедника в наших мечетях — довольно редкое явление. Вы прочитали хутбу (проповедь — ред.) в Московской соборной мечети. Как вы сами оцениваете этот факт и чему посвятили свою речь?
— Отношения между нашими странами в последние десятилетия можно охарактеризовать как дружественные и добрососедские. Возможно, в двусторонних диалогах присутствуют вопросы, на которых нельзя найти сразу ответы. Но Россия и Турция проводят честный и открытый диалог на высшем государственным уровне. Поэтому есть уверенность, что общий язык и решение тех или иных вопросов мы находим или найдем обязательно. Мы с вами не говорим ни с позиции силы, ни языком ультиматумов. Мы с вами всегда находим общие точки соприкосновения.
Для меня выступление перед тысячами собратьев в Соборной мечети российской столицы – огромная ответственность, честь и доверие. Многие мои богословские и научные труды посвящены истории и культуре мусульман России. Поэтому я сам себя считаю частицей исламской общины вашей страны. И когда я произносил хутбу, видел глаза и лица собратьев, я видел, что говорю с ними на одном языке, что есть искреннее понимание.
Проповедь свою я посвятил горьким урокам нашей действительности, и этот факт я постарался донести до верующих.
- Уроки на самом деле горькие?
— Увы, да. Большинство из нас так и не смогли сделать правильных выводов. Постоянные войны, распри, вражда. Наш пророк Мухаммед учил быть терпеливыми к своему ближнему, переносить тяготы, быть добрым не только к единоверцам, но и представителям других верований…
В своем обращении к мусульманам вашей страны я подчеркнул, что российские правоверные имеют богатейшую духовную традицию. Я призвал их не забывать, а сохранять и приумножать эти ценности и культуру народов. Именно факт гармоничного проживания в одном государстве под названием Российская Федерация представителей многих народов и конфессий является ярким примером для всего мира.
Я также отметил, что есть точки, на которые нужно опираться. Во-первых, это ханафитский мазхаб (традиционное религиозное течение, характерное для российских мусульман – ред.). Во-вторых, традиции суфийского направления. И в-третьих – джадидизм, как новый формат образования и просвещения не только религиозного, но и светского плана. В свое время в джадидизме мусульманами были получены ответы на актуальные вызовы современности.
С особыми чувствами я обратился к верующим с просьбой быть бдительными. Под видом ислама в наши ряды вливаются экстремисты, террористы, шовинисты – все те, кто настоящим образом дискредитирует религию и наносит непоправимый вред. Посмотрите, что творится на Ближнем Востоке! Под знаменем религии сеются семена раздора и вражды, смерть, убийства, недоверие, ненависть к представителям всех верований.
- Господин министр, многие богословы говорят, что мусульманам необходимо обратить внимание на просвещение, работу с молодежью. Легко завлечь в сети терроризма любого неуча…
— Совершенно верно. В России богословская мусульманская традиция призывает всех правоверных быть примером, дружить, жить, работать, общаться с христианами, иудеями – мы люди Писания. Российская школа ислама призывает знать закон государства, в котором проживаете, и жить в соответствии с ним. В свое время внедряли эту идею в российскую умму светочи богословия, великолепные публицисты, издатели газет и книг. Муса Бигиев, Шихабетдин Марджани, Галимджан Баруди, Ризаэддин Фахреддин, Исмаил Гаспринский – это классика российского просвещения. Как видите, это граждане своей страны. Эти мыслители не внедряли идеи иных стран, а развивали свои, базируясь на опыте и истории России. В первую очередь – идеи патриотизма, просвещения, уважения и добрососедства. Весь просвещенный исламский мир обращает внимание на труды российских богословов и мыслителей.
А люди, которые на Ближнем Востоке расстреливают налево и направо… Какое они имеют право вершить суд, исходя только из собственных, зачастую корыстных побуждений? Что эти люди знают об истинной исламской вере, кто их учил хотя бы чему-нибудь? Что и кто их толкает на убийства без суда и следствия? Какое они — я не скажу, что они мусульмане! — имеют моральное или другое право под дулами автоматов выгонять людей из собственных домов, лишать жизни, здоровья, крова, обращать в бегство миллионы людей? Куда бегут беженцы? В страны Западной Европы, где их мало кто ждет.
Сегодня в мире есть противоречия — якобы между мазхабами (религиозными школами – ред.), и этот конфликт пустил глубокие корни. Но это я объясняю тем, что всем правит политика, и она же прикрывается мазхабами. Внешние враги в своих интересах искусно используют религиозные течения и умело сталкивают лбами мусульман, а то и целые государства.
Я напомнил россиянам о необходимости просвещения, ежедневной учебы на базе собственной богословской школы. Только образование и просвещение могут излечить от терроризма и угроз современного мира.
Лично мне было приятно слышать в одном из выступлений президента России Владимира Путин, что в Татарстане будет построена Булгарская академия ислама.
- Вы упомянули о беженцах, которые заполонили Западную Европу. Они, по вашему мнению, действительно представляют какую-то угрозу для населения этих стран?
— Экономику западных стран после Второй мировой поднимали мигранты – турки, арабы. Их пригласили только для того, чтобы трудиться с утра до ночи. А что думала приглашающая сторона — что приедут люди-роботы без семей, без детей, без души, без сердца, без чувств?! То нельзя строить мечети, то проходит шквал поджогов наших храмов, то ущемляются права выходцев или потомков прибывших, даже если ты гражданин этой цивилизованной страны. А насколько популярны в западных странах националистические партии! Они же не просто так существуют и действуют, а базируются на голосах своих избирателей. И финансируются тоже.
Политика мультикультурализма в западных странах потерпела крах — мы с вами свидетели всего этого происходящего. Им по-прежнему нужны роботы-трудяги, а не люди, которые могут попросить место и время для молитвы.
- В сборной Германии по футболу играют не только немцы… Турки, арабы, поляки — Озил, Сами Хедира, Клозе. Но они же немцы по паспорту.
— Вот! Месут Озил — турок по происхождению, по крови. Очень хороший игрок. Я думаю, он хороший гражданин Германии, платит налоги. Турки там представлены, кстати, в политике, в искусстве, во всех сферах жизнедеятельности.
Но временами прослеживается некая градация. Когда нужно, некоторые политики говорят: "Немецкие турки — это наши граждане". Но когда им нужно набрать политические очки и голоса электората — раздается: "Немецкие турки — это не наши граждане". Как же так может быть?! Это двойные стандарты. И мы такую позицию не приемлем.
- Вернемся к теме Соборной мечети, которую в сентябре открыли после реконструкции президенты России и Турции Путин и Эрдоган. На торжественной церемонии муфтий Гайнутдин подчеркнул, что мусульманский храм в Москве по своей архитектуре не похож ни на одну мечеть в мире. А каковы ваши впечатления?
— Муфтий абсолютно прав. Соборная мечеть Москвы по своему исполнению должна быть вписана в архитектурный ансамбль российской столицы, не выделяться на фоне других храмов мегаполиса и не должна копировать никакую иную мечеть. Этой мыслью я поделился с уважаемым Равилем Гайнутдином, как только узнал, что в Москве начинается строительство мечети.
- Вспоминаются строки русского поэта Сергея Есенина о Москве: "Золотая дремотная Азия опочила на куполах"…
— Да-да, именно так, прав был русский поэт! Мы многое вобрали в себя, мы многим можем поделиться во имя общего блага. Я рад, что Турция немало сделала для строительства Соборной мечети. Совместное будущее немыслимо без политического, экономического, культурного и духовного сотрудничества во благо граждан России и Турции.