Представительная делегация из РФ общим составом более 50 человек прибыли в столицу Кубы для участия в Российском-кубинском бизнес-форуме, проходящем в рамках открывшейся в кубинской столице Международной Гаванской ярмарки, и для проведения ряда двусторонних встреч. О результатах переговоров с кубинскими партнерами в интервью корреспонденту РИА Новости Олегу Вязьмитинову рассказал первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев.
— Каково нынешнее состояние российско-кубинского сотрудничества? Какие вопросы обсуждались на переговорах во время вашего визита в Гавану?
— Российско-кубинское экономическое сотрудничество развивается активно, но пока не соответствует уровню политических взаимоотношений, учитывая многолетнюю дружбу наших народов и ту доверительность, которая характеризует отношения между руководителями наших стран. Поэтому, чтобы соответствовать заданным высоким стандартам, нам необходимо продолжить серьезную работу по трем направлениям.
Первое направление — это расширение торговли и выход на более высокие показатели, в перспективе — на миллиард долларов.
Второе направление, которое должно стать локомотивом торговли, — реализация взаимного интереса к сотрудничеству между российскими и кубинскими компаниями.
В частности, речь идет о вовлечении в b2b-переговоры большего количества российских компаний, в первую очередь технологических, связанных с производственными процессами, строительством и инфраструктурными объектами, и кубинских компаний, занимающихся поставками не только товаров, но и услуг, медицинских и туристических.
Третье направление — это формирование механизмов поддержки торговли и инвестиций как по линии межгосударственного сотрудничества, так и по линии взаимодействия различных институтов развития.
Эти вопросы и обсуждались на российской бизнес-миссии и заседании рабочей группы по торгово-экономическому сотрудничеству и приоритетным проектам.
Своего рода "якорными", приоритетными проектами являются строительство четырех энергоблоков на ТЭС "Максимо Гомес" и ТЭС "Восточная Гавана", а также модернизация металлургического завода "Антильяна-де-Асеро имени Хосе Марти". По ним подписаны финансовые документы, определены масштабы финансирования, и сейчас речь идет о детализации "дорожной карты" реализации этих проектов.
Среди рассматриваемых перспективных проектов — строительство цементного завода в городе Сантьяго-де-Куба, модернизация кубинских железнодорожных депо, поставка и локализация производства энергосберегающей продукции и другие.
Мы рассказали коллегам о работе и потенциале АО "ЭКСАР", и о наших шагах по становлению и запуску проекта под названием "Российский экспортный центр", который объединяет в себе возможности финансовой и информационно-организационной поддержки российских экспортеров.
Задача рабочей группы — идентифицировать проекты и докладывать о них в правительства обеих стран, а также привлекать институты развития к разработке механизмов их поддержки. Идентификация проектов — это первый этап. Теперь речь идет о выходе на их "дорожные карты".
— Какова была реакция кубинской стороны на представленные проекты?
— Кубинцы реагировали очень активно и позитивно. Но и у них, и у нас есть понимание того, что за этим первым шагом должны последовать другие, включая конкретные меры поддержки.
Представители кубинской стороны достаточно активно говорили о своих экспортных интересах. В кубинской презентации основной упор делался на экспорте услуг — туристических и медицинских, — что представляет для нас определенный интерес. Но они не забывали и о традиционном экспорте: это и сельскохозяйственная продукция, в том числе морепродукты.
Мы говорили также о том, что будем ждать кубинскую бизнес-миссию в Москве и в других городах России с тем, чтобы непосредственно выйти на партнеров в регионах, заинтересованных в кубинских поставках.
— "ЭКСАР" прогнозирует увеличение вдвое торгового оборота Кубы и РФ в ближайшие год-два. Как вы оцениваете эти перспективы?
— Это самый скромный прогноз. Дело в том, что мы пока говорим о достаточно скромных абсолютных цифрах. Так, рост российского экспорта на 40% процентов в абсолютных цифрах по итогам восьми месяцев — это 60 миллионов долларов. Но товарооборот между нашими странами должен исчисляться значительно большими цифрами.