Сегодня в Берлине главы МИД стран "нормандской четверки" обсудят вопросы урегулирования ситуации на Украине. Участники встречи настроены оптимистично, хотя еще в минувший четверг официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что проблема урегулирования ситуации на Украине "упирается в отсутствие прямого диалога конфликтующих сторон".
Действительно, решение данной проблемы упирается в отсутствие диалога Киева с представителями ДНР-ЛНР, но не только: полагаю, что оно упирается также в отсутствие у чиновников Евросоюза возможностей и желания решить украинский вопрос.
Проблемы у Украины, но ответит за это Россия
Ухудшение экономической ситуации в РФ авторы прогноза связывают с "затяжными геополитическими проблемами вокруг Украины", что естественно. Противоестественно, что сразу за этой фразой, через запятую, следует вывод: "это может привести к дальнейшему продлению санкций после начала 2016 года".
То есть чиновники ЕК полагают, что ситуация на Украине и санкции по отношению к России — два неразрывно связанных явления, и, поскольку в ближайший год обстановка на Украине совершенно точно не изменится к лучшему (и вовсе не по вине российской стороны), продление экономических санкций по отношению к РФ неизбежно.
Подобная установка не способствует решению украинской проблемы хотя бы потому, что санкции применены не к Украине, а к России. Для киевских же властей предпочтительной ситуацией является как раз та, при которой страдает РФ. И зачем в таком случае Киеву соблюдать достигаемые в ходе "нормандских встреч" договоренности?
Получается замкнутый круг, который Россия в одностороннем порядке разорвать не в состоянии, а ЕС — при всей своей как бы готовности решить украинскую проблему путем переговоров в "нормандском формате" — не собирается отказываться от санкций по отношению к России, полагая, видимо, что та попросту должна сдаться: вернуть Украине Крым, каким-то образом принудить население Донбасса присягнуть Порошенко и Бандере, после чего пригласить на Украину НАТО.
Впрочем, похоже, что для отмены санкций и этого будет мало, ибо истинная причина их введения — не ситуация на Украине (Украина здесь лишь повод), и главный их инициатор и выгодополучатель — не Евросоюз.
Евросоюз покорно следует в фарватере интересов США
Напомню, что в июле 2014 года США и ЕС объявили санкции против ряда секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольствия из стран, которые ввели эти санкции. Летом 2015 года санкции по отношению к РФ были продлены на год, несмотря на все усилия российского руководства решить проблему конфликта на Украине дипломатическим путем.
С учетом того, что Киев не выполнил большую часть Минских соглашений — и это сходит ему с рук, — можно утверждать, что улучшения отношений ЕС и РФ в ближайшие годы не будет.
Приходится констатировать, что евробюрократию не отрезвили ни эпопея с притоком в Европу сотен тысяч беженцев, ни экономические потери европейских компаний от введения санкций против России, ни резкий рост безработицы в результате сокращения количества (в одной только Германии — более полумиллиона) рабочих мест.
Возникает вопрос: почему Евросоюз так настойчив в проведении политики, которая разрушает единство Европы и лишает её возможности сосредоточить усилия на решении внутренних проблем? Ответ кроется в анализе системы взаимоотношений Европы с США, которая была установлена державами-победителями (в данном случае — США и Великобританией) после Второй мировой войны.
Эту систему можно назвать "мягкой" и "ненавязчивой" оккупацией, которая распространилась первоначально на Германию, Италию и некоторые другие страны, участвовавшие во Второй мировой войне на стороне вермахта, и на такие сферы, как геополитика и макроэкономика.
В 1949 году было создано НАТО, в результате чего большая часть европейских стран — одна за другой — были все так же "ненавязчиво" и как бы добровольно оккупированы Пентагоном и американскими спецслужбами. Ну и за последние почти 70 лет все без исключения общеевропейские институты, включая ЕС, ОБСЕ, ЕБР и т.п., были выстроены так, что последнее и принципиальное слово теперь остается за Вашингтоном.
Сегодня США уже не церемонятся ни с одной европейской страной, включая Германию, в которую Пентагон запихивает ядерные боеголовки. И ни одной стране Европы уже не позволено действовать вразрез с интересами США и крупнейших американских компаний.
Куда податься европейским кроликам
Вряд ли автор этих строк открыл Америку, утверждая, что американизация — не только военно-политическая, но всесторонняя — зашла в Европе так далеко, что выхода из неё уже нет. Этот процесс давно известен и доходчиво описан, например, в книге Александра Стивена "Американизация Европы: культура, дипломатия и антиамериканизм после 1945 года", а также в массе трудов других западных авторов. Теме не менее в российских СМИ нередко звучит утверждение, что народы Европы вот-вот восстанут и сбросят с себя американское ярмо.
В качестве примера усиливающейся антиамериканизации приводятся судебные иски европейских компаний к компаниям американским, требования Меркель реформировать ООН и нарастающие по всей Европе антиглобалистские акции протеста. На самом деле все эти телодвижения касаются частностей — таких вопросов, которые создают видимость равных отношений стран Европы и США, но не решают что-либо по существу.
Сложившуюся систему взаимоотношений между Европой и США можно сравнить с "партнерством" кроликов и удава. Кроликов много, но они мелкие и, самое главное, у них нет никаких защитных механизмов для того, чтобы противостоять удаву, для которого они не партнеры, а пища.
Европейские элиты давно подсажены на олигархические бонусы и соответствующим образом институционализированы. Правые силы контролируются теми же ТНК, которые по заказу (как это было на Украине) выстреливают проплаченными акциями протеста, а то и "революциями". А европейские левые — все теми же технологиями теневого финансирования — уведены в тупики защиты различных маргинальных меньшинств, то есть в сторону от серьезных социальных преобразований.
Словом, в Европе сегодня начисто отсутствуют субъектность и инфраструктура сопротивления американскому гегемонизму.
От удава даже нельзя убежать. Ведь позади у Европы — Москва, которая видится еврокроликам еще более опасным хищником, ибо образ мыслей последнего непонятен, и это как бы "самое страшное".