БАНГКОК, 5 ноя — РИА Новости. Сделка между Киевом и Бангкоком по совместной организации производства украинских БТР на территории Таиланда пока не утверждена тайским кабмином и премьер-министром, сообщил РИА Новости в четверг источник в главном штабе таиландских сухопутных войск.
Во вторник СМИ сообщили со ссылкой на пресс-службу украинского государственного концерна "Укроборонпром", что в Бангкоке "на полях" международной выставки "Вооружение и техника 2015" Киевом и Бангкоком было подписано соглашение о совместном производстве БТР украинских моделей на территории Таиланда. Выставка закончила свою работу в четверг.
Источник, старший офицер главного штаба, беседовал с корреспондентом агентства на условиях анонимности, так как не был уполномочен командованием давать официальные комментарии. Он отметил при этом, что, по его мнению, разработка аналогичной техники совместно с Россией могла бы быть не менее эффективной.
Последнее слово за премьером
"Сделку по совместному производству бронетранспортеров на территории Таиланда должны еще утвердить члены кабинета министров, а последнее слово останется за премьер-министром. Так что говорить об этой сделке как о свершившемся факте пока не стоит", — заявил собеседник агентства.
Он полагает, что "никакой определенности пока нет".
"Вокруг таких сделок всегда очень много политики. Причем часто не политики нынешнего момента, а политических решений недавнего или давнего прошлого. Сделки по боевой технике тянутся годами, они часто не успевают за политическими изменениями", — сказал источник.
Сделка длиной в 20 лет
Бронетранспортеры украинского производства участвовали в тендерах министерства обороны Таиланда уже в середине-конце 1990-х годов, напомнил источник.
"Традиционный партнер Таиланда по поставкам вооружений — это США. В этом отношении ничего не менялось с пятидесятых по середину девяностых годов прошлого века. Но затем мы начали диверсифицировать свой оборонный заказ, приобретая технику у других стран: Швеции, Италии, Германии, Бельгии, Израиля", — рассказал собеседник агентства.
Таиландские военные с самой перестройки присматривались к советским, а потом российским вооружениям, которые, как всем известно, отличаются надежностью и разумными ценами, отметил он.
"Но мы не могли сразу, только что отказавшись от закупок некоторых видов техники у одной сверхдержавы, "перескакивать" на закупки у другой. Это было просто опасно и совсем не по-тайски: исторически Таиланд всегда стремится добиваться конструктивных компромиссов", — сказал он.
"Мы хотели получить вооружения, разработанные в Советском Союзе. Покупать их у России, сверхдержавы и прямой правопреемницы СССР, мы в то время еще не могли. Но ведь Украина — тоже бывшая часть СССР, а украинские БТР — это развитие советской модели колесного бронетранспортера. Такая была тогда логика. Это был компромисс: украинские БТР советской разработки вместо российских", — добавил он.
Источник рассказал, что в тендерах начала 2000-х годов участвовали и российские, и украинские бронетранспортеры, однако предпочтение было отдано украинским машинам.
"Полуофициально, через СМИ, было объявлено, что преимущество украинских БТР в предложенных Украиной опциях: БТР поставляются с двигателями по выбору заказчика, а также на каждой машине устанавливается климат-контроль. Но решение было все-таки более политическим. Думаю, кондиционеры можно было установить и на российскую технику", — сказал источник агентства.
Он пояснил, что "маховик сделки с Украиной закрутился именно тогда".
"Нынешний конфликт между Россией и Украиной начался в 2014 году, а сделка Таиланда и Украины по БТР — более чем на десяток лет раньше", — сказал собеседник агентства.
"Не на пустом месте"
"Идея совместного производства БТР на территории Таиланда возникла не на пустом месте. Это, в определенной степени, необходимость. Дело в том, что украинский БТР-3Е1 в его нынешнем виде таиландскую сторону устраивает далеко не полностью", — сказал источник.
Он пояснил, что бронетранспортеры украинского производства в том виде, в котором они бы могли быть поставлены прямо сейчас, могут нормально "работать" только в определенных районах Таиланда, где природные условия и почва позволяют их использовать без ограничений.
"Таиланд — небольшая страна, но она значительно вытянута с севера на юг, на ее территории много разных климатических поясов, которые отличаются друг от друга не только температурой и влажностью, но и составом почвы и растительностью. Кроме того, на территории страны много участков гористой и холмистой местности. Нам нужен такой БТР, который смог бы действовать в любой из этих климатических зон", — сказал источник.
"Это значит, что нужно многое менять и дорабатывать. Должен быть другой клиренс. Должны быть другие колеса и покрышки. Есть еще ряд узлов, которые необходимо доработать для применения в Таиланде. Необходимо также бесперебойное снабжение запасными частями. В такой ситуации проведение совместных конструкторских работ и организация совместного производства выглядят как наиболее оптимальное и практичное решение", — сказал собеседник агентства.
"Политика вне сферы моей компетенции. Однако, если говорить о чисто технической стороне вопроса, лично я считаю, что применение конструкторских решений российских разработчиков БТР, совместные разработки с Россией, могли бы быть, по меньшей мере, не менее эффективными", — сказал он.