Заместитель исполнительного директора Российского географического общества Илья Гуров рассказал в интервью РИА Новости о первых итогах Всероссийского географического диктанта и популяризации знаний о России у разных слоев населения.
— Говорить о конкретных итогах пока рано — первые результаты, как известно, появятся 10 декабря. Но как вы думаете, диктант в целом прошел успешно?
— Диктант совершенно точно состоялся на 220 площадках во всех 85 субъектах Российской Федерации. Это можно констатировать. Самое большое количество площадок было организовано в Ямало-Ненецком АО (32 площадки), Тверской области (23 площадки) и Москве (16 площадок, с областью — 18). Мы проводили в первый раз, но уже можем сопоставить масштаб проведения географического диктанта, например, с тотальным диктантом по русскому языку, который проводится уже много лет. Мы сумели в очень сжатое время все организовать и выйти на всероссийский уровень.
Ведущими диктанта стали многие известные путешественники, спортсмены, телеведущие, актеры. Например, в Ханты-Мансийском АО вопросы читали биатлонисты-чемпионы Олимпийских игр, на других площадках ведущими выступили актеры и телеведущие Яна Поплавская, Андрей Панкратов. На главной площадке в ЦДХ — телеведущий Александр Пряников с дочерью. Еще в пансионе воспитанниц министерства обороны диктант вела Татьяна Пушкина. В регионах в написании диктанта активное участие принимали представители региональных органов власти.
Также на проведение диктанта активно откликнулось министерство обороны. Это и понятно — наши солдаты и офицеры должны хорошо знать географию. Кроме того, это интересно и полезно, особенно для тех, кто учится в образовательных учреждениях министерства, среди которых, кстати, было зафиксировано довольно большое количество участников этой образовательной акции — в диктанте приняли участие 30 высших военных учебных заведений, 17 суворовских училищ, 7 тысяч человек всего: 3 тысячи написали в сети и 4 тысячи пришли на наши площадки.
Это говорит о том, что диктант был интересен. Его восприняли не только в образовательной сфере, но и в профессиональном сообществе.
— Какая из площадок оказалась самой активной?
— В Москве количество участников диктанта составило более 3 тысяч человек, а желающих написать онлайн оказалось 24,5 тысячи человек.
Интересной стала одна из площадок в Туве. На открытом воздухе у монумента "Центр Азии" собрались 50 человек, и мэр города Кызыла там читал вопросы. Интересно, что у нас был вопрос про географический центр Азии в другом варианте ответов. Как бы они ответили, если бы этот вопрос совпал? Правда, мы специально следили, чтобы у них в Кызыле этот вопрос не прозвучал.
Кстати, хотелось бы принести извинения людям, которые пытались написать диктант через интернет, но так и не смогли. На наш сайт, регулярная посещаемость которого составляет сотню-тысячу человек в день, одновременно поступило порядка 3 миллионов запросов в час. И, несмотря на увеличение серверных мощностей, отключение всех параллельных систем, он не выдержал.
Поэтому мы продлили возможность написания диктанта на три дня. Каждый желающий мог его пройти в более спокойном режиме.
Если практика написания диктантов продолжится, мы обязательно все это предусмотрим и возможность попробовать свои силы появится у всех желающих, пусть это будет сотня миллионов. Люди смогут одновременно написать диктант и быстро получить свой результат.
Сейчас же перед нами стоит задача не менее важная, чем проведение самого диктанта, — качественная оценка его результатов. В целом диктант — это срез знаний. Благодаря ему мы сможем выявить, где есть отставания и нужно увеличить объем информации, понять, в каких регионах какой информацией владеют люди. Например, где-то лучше понимают краеведение, где-то лучше разбираются в целом в географии, в каких-то географических закономерностях. Именно такие тренды помогут выявить результаты диктанта.
Также с помощью этой информации мы поймем, какие возрастные группы лучше знают географию. Широко известно, что люди, которые учились 50-60 лет назад, имели ровно в два раза больше часов географии в школьной программе. Интересно будет узнать, правда ли, что они лучше знают географию, или есть какие-то другие закономерности.
Все это мы постараемся изложить в докладе, который будет итогом всего диктанта. Он позволит нам правильно сформировать концепцию новой линейки учебников по географии, которую мы тоже разрабатываем. Надеюсь, нам помогут архивы Географического общества, где просто кладезь занимательной информации и уникальных рисунков, схем, карт.
— Такой материал поможет привлечь внимание учащихся к предмету. А каковы планы РГО в целом по популяризации знаний о России?
— Собственно, вся наша деятельность построена на том, чтобы прививать и поддерживать интерес к географии во всех слоях нашего общества. У нас есть семь-восемь основных направлений деятельности: среди них образовательное, к которому привязан диктант, и проведение выставок, фестивалей. Одно из таких крупных событий — II Фестиваль Русского географического общества — как раз сейчас проходит в Москве, и у него очень высокая посещаемость. Приходят люди всех возрастов, но особенно радует, что очень много маленьких детей. Мы на это и рассчитывали, запуская фестиваль во время школьных каникул.
Фестиваль в этом году у нас в первую очередь познавательный. Его экспозиция построена по принципу природных зон. Фактически это повторение того курса, что дети проходят в школе, только в яркой, образной форме. Они могут ко всему прикоснуться и за время нахождения на фестивале пройти все природные зоны, познакомиться с основными народностями, национальностями, которые у нас проживают, посмотреть, какие могут быть экспедиции, проекты. Такая возможность в России только одна, и мы ее предоставляем, чем и гордимся.
Кроме того, РГО поддерживает грантами лучших учителей, лучшие познавательные книги, фильмы. Это тоже важно, так как все смотрят фильмы, читают, надеюсь, какое-то количество литературы, может быть, знакомятся с информацией в электронном виде.
Это все должно способствовать тому, чтобы люди знали географию России, знали ее историю, культуру, не забывали, откуда они происходят. По моему мнению, это является залогом формирования полноценной развитой личности.
— Что бы вы исправили, если будет второй диктант?
— Решение о проведении диктанта в следующем году может быть принято только после окончательных результатов диктанта этого года. Может получится так, что все все знают и не надо больше ничего проводить. Если все получат пятерки, это будет не так актуально.
Но если все-таки диктант будет проводиться в следующем году, наверное, было бы важно распространить его на более труднодоступные площадки, потому что у нас главным образом большие города, а интересно узнать, как писали бы в сельской местности. Для этого мы бы разработали более простую программу без применения технических средств, потому что в этом году потребовались проекторы, экраны и много чего еще, но не везде такие средства доступны.
Мне кажется, можно было бы подумать над вопросами: например, сделать более продвинутые сложные версии для профессиональных географов и более легкие — для обывателей. Дело в том, что нам до сих пор приходят разные, иногда совершенно противоположные, отзывы о проведенном диктанте. Кто-то пишет, что вопросы очень легкие, можно написать за десять минут, но, как правило, это как раз представители профессионального сообщества. Кто-то жалуется, что наоборот слишком замудрили с вопросами — для простого обывателя такой уровень очень сложный.
Может быть, надо дать возможность писать его за рубежом. Были желающие и в этом году, пусть и немногочисленные, но мы подумаем над этим. Это могут быть и наши соотечественники за рубежом, и иностранцы, которые интересуются нашей страной, изучают ее специализированно.
Реально говорить о перспективах можно будет, когда появятся результаты. Все болевые точки мы выявим, посмотрим, что получилось по регионам и возрастным срезам. На основе этих данных можно будет разработать полноценную программу тестирования, заточенную под конкретный результат: например, как знают предмет те же профессиональные географы. Им следует целенаправленно дать вопросы сложнее. А для школьников можно составить тесты, которые будут максимально приближены к курсу конкретного класса.
— Как вы думаете, знания по географии лучше закрепляются академическим путем в школах или через самостоятельное изучение и путешествия?
— Мне кажется, что в принципе в школе география должна быть не академичной, а живой. Материал лучше всего усваивается в походах, когда учитель все объясняет на природе, когда к каждому слову есть какой-то пример. География — наука, которой нельзя научить в кабинете. Даже экскурсия по Москве даст больше информации о географии городов, чем десять часов, проведенные за учебниками, которые, к сожалению, сейчас не всегда достаточно интересны. У большинства детей они не могут вызвать эмоций, которые бы побудили заняться самообразованием, полюбопытствовать, копнуть глубже.
Каждый может получить какой-то минимум знаний из учебника. У тех, у кого хорошая память, они останутся подольше, у кого плохая — через два дня выветрятся. Но человека действительно широко образованного таким образом сложно воспитать.
Поэтому очень важно, чтобы такие организации, как РГО, проводили массовые акции, помогали учителям, вузам, школам. Мы много помогаем олимпиадному движению — с 2010 года поддерживаем всероссийские и международные олимпиады по географии. Это десятки тысяч школьников, которые ежегодно участвуют во всех этапах. Кстати, в этом году всемирная олимпиада по географии прошла успешно. Наша команда выступила более чем достойно, получив три медали — золотую, серебряную и бронзовую. И из года в год они совершенствуют свои результаты. Для ребенка, например, это стимул — чего-то добиться, получить интересные призы, поехать куда-то. Поэтому это направление важно развивать.
В целом путей развития неакадемичной географии очень много. Возможность развития и улучшения ситуации в руках каждого.
— Напоследок хотелось бы задать более личный вопрос. Расскажите, пожалуйста, какие у вас самые любимые места в России?
— Для меня самое любимое место в России — это Сочи. Там я работал по специальности, занимался подготовкой к Олимпиаде, изучал почвенные и ландшафтные условия, в течение пяти лет работал и жил в сочинском дендрарии, где все с удовольствием отдыхают.
Ну а сейчас у нас активно развиваются интересные проекты в Крыму. Я, например, продолжаю черноморские исследования. У нас там комплексная крымская экспедиция, куда мы переносим опыт изучения природных парков и их особенностей, полученный в Сочи.