Ан-12 ("Куб" по классификации НАТО) создавался как военно-транспортный самолет для советских Военно-воздушных сил.
Самолет был разработан в ОКБ под руководством Олега Антонова (ныне — Государственное предприятие "Антонов", Украина) и предназначался для переброски и воздушного десантирования (до 60 человек) войск и боевой техники (до 20 тонн). Первый полет Ан-12 совершил 16 декабря 1957 года.
Самолет Ан-12 серийно выпускался на авиазаводах в Иркутске (1957-1962 годах, 155 экземпляров), Воронеже (1960-1965 годах, 258 экземпляров) и Ташкенте (1962-1972 годах, 830 экземпляров). Всего в СССР построено 1243 самолета Ан-12, серийное производство которого прекращено в 1972 году. Было разработано и построено более 30 модификаций этого самолета.
Самолеты Ан-12 различных модификаций широко использовались в гражданском воздушном флоте, долгое время составляли основу военно-транспортной авиации страны. Наиболее масштабно они применялись во время войны в Афганистане.
В 1991-1992 годах на этом самолете установлено 39 мировых рекордов высоты и скорости полета.
За создание самолета главному конструктору O.K. Антонову и четверым его помощникам в 1962 году присуждена Ленинская премия.
Самолеты Ан-12 поставлялись в 14 стран мира (Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии и другим). Всего было экспортировано 187 самолетов. Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах мира.
Ан-12 является свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции с верхним расположением крыла, однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. Крыло — трапециевидное, в нем размещены топливные баки. Средние части крыла несут двигатели. Шасси состоит из передней стойки с двумя нетормозными колесами и двух главных стоек с четырехколесными тележками и тормозными колесами. В полете шасси убирается в фюзеляж. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20 с четырехлопастными автоматическими флюгерными винтами левого вращения.
Для обеспечения безопасного самолетовождения и решения других задач Ан-12 оснащен комплексом систем (гидро, противообледенительная и др.) и (электро, пилотажно-навигационное, радио, десантно-транспортное и др.) оборудования.
Самолет Ан-12 отличается резко скошенной вверх хвостовой частью, позволявшей вести прямую загрузку техники в самолет. В конце фюзеляжа за рулем высоты установлена пушка и оборудовано место для стрелка.
Гражданская модель позволяла вести погрузочно-разгрузочные работы с помощью аппарели, в которую превращались створки грузового люка.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла — 38,0 м
Длина самолета — 22,1 м
Высота самолета — 10,53 м
Площадь крыла — 121,7 кв. м
Масса:
— пустого самолета — 28000 кг
— нормальная взлетная — 55100 кг
— максимальная взлетная — 61000 кг
Внутреннее топливо — 18100 л
Тип двигателя — 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К
Мощность — 4 х 4250 л.с.
Максимальная скорость — 777 км/ч
Крейсерская скорость — 670 км/ч
Практическая дальность — 5700 км
Дальность действия — 3200 км
Практический потолок — 10200 м
Экипаж — 5+1 человек.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников