МОСКВА, 3 ноя — РИА Новости. Обсуждать возможные причины катастрофы российского самолета в Египте надо только после получения достоверных результатов работы международной следственной комиссии, считают эксперты в области авиации.
Лайнер Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа", который в субботу совершал рейс из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли. Катастрофа стала крупнейшей за всю историю российской и советской авиации. В воскресенье, 1 ноября, в России был объявлен траур по погибшим.
Руководство "Когалымавиа" считает, что авария, скорее всего, произошла в результате механического воздействия, а самолет был полностью исправен. В то же время, по словам главы Росавиации Александра Нерадько, заявления о внешнем воздействии как причине катастрофы не основаны на реальных фактах. Нерадько также призвал авиационное сообщество воздержаться от преждевременных заключений.
Говорить официально о версиях крушения самолета пока невозможно, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
"Сейчас строят самые разные необоснованные версии, в том числе журналисты, на основе телевизионных картинок. Но анализ необходимо делать только на основе достоверных фактов", — сказал РИА Новости председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
По его словам, пока можно однозначно говорить лишь о разрушении лайнера во время полета — на это указывает большая площадь разброса фрагментов аэробуса и тел погибших. "Это первый и верный признак, что самолет начал разрушаться в воздухе. А вот что стало причиной — это и надо выяснить (комиссии)", — сказал эксперт.
В то же время большое число версий, выдвигаемых непрофессионалами, имеют негативные психологические последствия для пассажиров самолетов и "сеют аэрофобию среди населения", добавил Смирнов.
Он выразил уверенность, что приступившая к работе международная следственная комиссия получит надежные результаты, которые позволят точно установить причину катастрофы.
О преждевременности каких-либо версий говорит и Ганс Вебер, президент находящейся в Сан-Диего компании TECOP International Ltd, специализирующейся на консалтинге в сфере авиации.
"По моему мнению, проблема с построением теории о том, что стало причиной катастрофы, заключается в том, что информация, которой мы располагаем, в целом не подходит ни под один очевидный сценарий", — сказал Вебер агентству Sputnik.
"Например, теория о том, что самолет развалился на части в воздухе в результате катастрофичной потери давления в фюзеляже, которая, возможно, произошла из-за неправильного ремонта после удара хвостовой частью много лет назад, абсолютно не соответствует информации о том, что самолет прошел через резкие перепады высоты и замедлился до скорости ниже критической перед тем, как развалиться на части", — сказал эксперт.
По его мнению, в случае внезапной потери давления не могло быть никаких перепадов высоты и скорости.
"Что вызвало изменения высоты и скорости? Возможно, неисправность гермошпангоута, достаточно серьезная, чтобы повредить элементы системы управления полетом (например, элементы гидравлической системы), но недостаточно сильная, чтобы самолет развалился на части. Самолет мог развалиться на части, когда вошел в режим потери скорости и начал падать", — сказал Вебер.
"Я думаю, что нам нужно дождаться, пока официальное расследование войдет в русло. К счастью, никто не ограничивает доступ к обломкам, "черные ящики" были найдены. В ходе расследования должна быть определена причина происшествия. Нам просто нужно быть терпеливыми", — резюмировал он.
Нет недостатка в самых разных гипотезах относительно причин трагедии.
"Это могло быть очень быстрое понижение давления. Это могли быть неисправности. Пару лет назад этот самолет имел повреждение хвостовой части", — сказал в беседе со Sputnik бывший председатель Национального совета по безопасности на транспорте США Марк Роузенкер.
Технические проблемы как причину катастрофы не исключает и независимый эксперт Джерри Соэятман.
"По моему мнению, пока еще слишком рано исключать технический сбой. То, что самолет прошел все необходимые проверки и был в хорошем техническом состоянии, не значит, что во время полета не возникло какой-либо технической проблемы. Самолеты проходят проверку перед каждый полетом, и существует список неисправностей, которые могут быть или не быть выявлены до того, как самолет отправляют в полет", — сказал эксперт в беседе со Sputnik.
"Что касается фактора внешнего воздействия, по снимкам, распространенным в СМИ, я еще не видел признаков того, что самолет был сбит", — отметил Соэятман.
Но версия взрыва возможна, считает эксперт в сфере авиационной безопасности Джулиан Брей.
"Это мог быть саботаж, это могло быть связано с техникой, могло быть самоубийство пилота, в чем я сомневаюсь, поэтому на данный момент мы не можем сказать ничего конкретного", — заявил в интервью Sputnik Брей.
Он также не исключил возможность того, что "что-то" могло быть размещено на борту и позже взорвалось. "Все возможно, это могла быть часть груза, что-то в багаже пассажиров", — добавил Брей.
Французские эксперты больше склоняются к предположению о возможности теракта.
"К сожалению, судя по картине разрушений самолета, все больше оснований говорить о возможности теракта", — сказал в эфире телеканала BFMTV бывший командир воздушного судна Жан Серра.
Он напомнил, что обломки самолета рассеяны на огромном расстоянии, около 15 километров. "Очевидно, что разрушение самолета произошло в воздухе, на большой высоте. Я не могу вспомнить случая, чтобы технические проблемы могли привести к такому", — заявил эксперт.
К похожим выводам склоняется другой эксперт в области авиации Мишель Полакко. "Все указывает на то, что был взрыв. Он мог произойти по техническим причинам, но вероятность этого крайне мала, такое происходит очень, очень редко. Это возвращает нас к гипотезе о террористическом акте", — сказал он.
Полакко обратил внимание на то, что сейчас важно расшифровать найденные бортовые самописцы лайнера, поскольку это позволит говорить о техническом состоянии воздушного судна во время полета.
"Далее необходимо исследовать все обломки самолета и попытаться обнаружить части взрывного устройства или что либо, указывающее на его применение", — сказал он, отметив, что данная работа может занять недели и месяцы.