ЭЛЬ-ХАСНА (СЕВЕРНЫЙ СИНАЙ), 2 ноя — РИА Новости, Рафаэль Даминов. Цепочкой с интервалом в 30 метров российские спасатели исследуют каждый клочок Синая в районе падения российского авиалайнера, чтобы найти останки жертв крупнейшей в российской и советской истории авиакатастрофы.
Лайнер Airbus-321 авиакомпании "Когалымавиа", который в субботу летел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.
На третьи сутки с момента трагедии область поисков увеличилась в длину до 11 километров, всего площадь поиска расширена до 30 квадратных километров. На протяжении всего этого отрезка почти безжизненная поверхность усыпана вещами пассажиров злополучного рейса и останками самолета. Через два километра от фюзеляжа и почти уцелевших крыльев, распростертых на черных, словно уголь, камнях пустыни, лежит хвост самолета. Еще через несколько километров другие уже более мелкие детали, обломки, кресла, чайники и чашки. Кухонная утварь, по-видимому, была из отсека, в котором находились бортпроводники, готовившие утренний чай и кофе для пассажиров. Еще 500 метров — маски, трубки, документы и телефоны возвращавшихся с отдыха людей.
"Каждый кусочек, каждый найденный объект описывается, описывается его местонахождение, где он был взят и когда. После этого происходит восстановление картины происшествия", — сказал РИА Новости начальник поисково-спасательной службы отряда "Центроспас" Андрей Сорокин.
За первую половину дня сводная группа, состоящая из сотрудников отрядов "Центроспас" и "Лидер", прочесала территорию длиной свыше восьми километров, ширина поиска составила 500 метров. Несмотря на первый опыт российских спасателей работы в пустынной местности, никаких трудностей у них не возникло, темп замедлился лишь у высоких, более 100 метров, холмов на 12-м километре от места падения. Именно здесь, поделился своим мнением один из участников операции, самолет мог пойти в штопор. Останков или фрагментов останков людей на протяжении маршрута в первую половину дня обнаружено не было, хотя ненайденными являются еще более 20 тел.
Российские спасатели цепочкой прочесывали район крушения Airbus A321 в Египте. Смотрите видео >>
"Видимо, египтяне пока плохо посчитали, либо при разгерметизации и ее последствиях могло произойти такое, что мы можем уже и не найти эти тела", — сказал один из сотрудников МЧС.
После обеда к месту трагедии прибыли представители Airbus. Европейские специалисты совместно с египетскими коллегами приступили к осмотру лайнера, им предстоит вместе выяснить причину, приведшую к аварии.
В это же время российские спасатели, находящиеся у фюзеляжа самолета, приподняли при помощи спецмашины его носовую часть, под ней были найдены новые обугленные останки.
Позже на прибывшие грузовики были погружены личные вещи погибших пассажиров. Чемоданы, детские коляски, одежда, книги — все было увезено в Каир. Оттуда, как сказали сотрудники МЧС, их отправят в Санкт-Петербург.
При любых передвижениях российских спасателей в районе падения лайнера их сопровождают местные военные на джипах, в небе барражируют вертолеты. Местные власти ранее заявили, что сами намерены провести расследование катастрофы, и внимательно следят, чтобы никто не делал это за них.
"Нам приходится им постоянно объяснять, что мы здесь для поиска тел, а не расследования катастрофы. Они имеют право взять расследование в свои руки, таковы международные правила ИКАО", — сказал Сорокин.
Египетские военные, чье присутствие на приграничной с Израилем территории всегда было значительным, в зоне разлета обломков упавшего самолета расквартировали до 1000 человек. Около каждой крупной детали лайнера ставят большую палатку и часовых. Хорошо охраняется и лагерь российских спасателей, раскинувшийся накануне всего в 500 метрах от остова фюзеляжа. Днем и ночью вокруг него ходят армейские спецназовцы в масках.
Бригадный генерал, заместитель командующего находящейся в этой части Синая группировки Махфуз Байюми говорит, что военные были первыми, кто прибыл на место крушения самолета и принял участие в извлечении тел.
"Наши военные были первыми здесь, они извлекали тела и взяли под охрану территорию. Местные жители, бедуины не принимали участия в поисках", — сказал египетский военный.
Кстати, бедуины, как, впрочем, и несколько солдат египетской армии, дежуривших в то злополучное субботнее утро, видели, как падал российский самолет.
"Бедуины, живущие в нескольких десятках километров отсюда, и солдаты на постах видели ранним утром горящий, падающий самолет, затем они услышали громкий звук", — сказал РИА Новости один из офицеров египетской армии, присутствующий на месте крушения с первого дня.
Обратные рейсы бортов Ил-76 с российскими спасателями в аэропорт Раменское в Подмосковье назначены на завтрашний вечер. Однако, как говорят сами поисковики, об окончании операции пока заявлять рано, они будут "работать в Египте, пока не будет найден крайний объект".