МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проведет в понедельник совещание по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
На прошлой неделе возникла тема слияния двух надзорных ведомств — Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко сообщил журналистам, что "принципиальное решение о слиянии служб есть". Он отметил, что детали пока прорабатываются, а процесс может занять не менее года.
В то же время министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов опроверг сообщения о якобы принятом решении объединить Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Позднее Россельхознадзор вслед за Абызовым также опроверг информацию о слиянии служб, заявив, что "решение о создании такой службы, ее структуре и функциях правительством РФ не принималось".
Не первые, не последние
Вопрос упразднения одних федеральных структур и создания на их базе других в России, так же как и в других государствах, поднимается и решается регулярно на протяжении последних лет. Министерства и ведомства ликвидируются, внедряются в другие, отделяются и появляются совершенно новые, как например министерство по развитию Дальнего Востока, или министерство по делам Северного Кавказа.
Очередной процесс реорганизации и оптимизации работы федеральных ведомств с пересекающимися функциями начался в России с предложения премьер-министра объединить Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам, главой объединяемой структуры стал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Мероприятия по упразднению тарифной службы должны быть завершены до 1 марта 2016 года.
В начале сентября стало известно о создании единой автоматизированной системы, которая станет агрегатором данных от Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам, после чего многие эксперты и федеральные чиновники стали говорить о возможном полном слиянии этих ведомств в будущем.
В октябре начали активно циркулировать слухи о необходимости объединения Россельхознадзора и Роспотребнадзора.
Выгода при условиях
Объединение функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора будет выгодно для ритейлеров, если надзорная практика после этого станет понятной и прозрачной, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев. Он отметил, что разность мнений и позиций федеральных ведомств по одному и тому же вопросу зачастую вредит потребительскому рынку.
Выигрыш для ритейла, по его мнению, будет заключаться "в унификации, в построении неконкурирующих правил поведения — когда одно и то же действие не может одновременно считаться нарушением или не нарушением". Кроме того, это даст возможность контролировать всю производственную цепочку, отметил эксперт.
Вопрос исключения дублирования некоторых функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора возник давно и обсуждается самими ведомствами. По мнению представителя АКОРТ, "в случае, если слияния не произойдет, очень хочется, чтобы подходы и принципы стали более согласованными". Ломакин-Румянцев подчеркнул, что в первую очередь необходимо всерьез думать о потребителях, чьи предпочтения сегодня смещаются в сторону более дешевых товаров.
"К сожалению, это побуждает недобросовестных производителей по-другому взглянуть на обеспечение качества, вот это очень серьезная проблема, требующая консолидированного решения надзорными ведомствами", — считает он.
Мнение бизнеса
Председатель комитета по агропромышленному комплексу "Деловой России" Андрей Даниленко рассказал РИА Новости, что их организация не получала каких-либо проектов документов об объединении Россельхознадзора и Роспотребнадзора и не участвовала в каком-либо обсуждении на подобную тему. В то же время он отметил, что "в любом случае, бизнес всегда поддерживает устранение административных барьеров и дублирующих функций и повышение эффективности работы контрольно-надзорных органов".
В свою очередь бизнес-омбудсмен Борис Титов также полагает, что "любой путь к сокращению контролирующих органов, — он правильный… надзор, в принципе, можно было бы объединить".
Он считает, что "чем меньше проверяющих организаций, тем лучше". "По нашему мнению, оптимальный вариант — это три, которые осуществляют технический контроль, финансовый контроль (здесь же налоговая и таможенная служба), и те, кто осуществляют специальный контроль, Росатом например, то есть это специфические вещи, которые связаны с множеством нюансов и угроз для людей", — сказал Титов.
Бизнес-омбудсмен полагает, что в последнее время "Роспотребнадзор сделал очень большие шаги вперед, с точки зрения снятия административного давления".
"Мы вышли на рискоориентированный подход, практически. Количество проверок резко сократилось, при этом качество продукта на полках не ухудшается, это точно, и даже улучшается, эффективность надзора выросла значительно. Россельхознадзор, — здесь идёт увеличение административной нагрузки на бизнес, поэтому, надо брать лучшие практики при объединении, а не худшие", — добавил Титов.