Захар Виноградов, РИА Новости
Борьбу с коррупцией на Украине активно поддерживают общественность, неформальные структуры, парламент, партийные организации и экспертное сообщество. Но борьба идет с нулевым эффектом — чуть ли не ежедневно в СМИ публикуются очередные факты взяточничества, использования служебного положения, сокрытия или попытки сокрытия фактов коррупции. И обвиняются в ней те, кто должен бороться: генпрокуратура, партии, государственные структуры и даже администрация президента.
Толерантный европейский дипломат, посол ЕС на Украине Ян Томбинский не выдержал и перешел к недвусмысленному нажиму на украинскую власть. Как сообщил 27 октября украинский медиаресурс "Европейская правда", Томбинский написал письмо в МИД Украины, в котором потребовал наконец приступить к реализации планов по борьбе с коррупцией.
Особенности коррупции по-украински
Вмешательство Европейского союза в борьбу с коррупцией на Украине неслучайно. Очарованные лозунгами Майдана ("борьба с коррупцией, с олигархами, с авторитаризмом") европейские дипломаты ожидали хотя бы частичной реализации этих лозунгов. Но не вышло.
Несмотря на позитивные намерения украинского правительства, процесс реформ проходит в сложных условиях, а коррупция по-прежнему распространена, утверждает немецкое издание Deutsche Welle со ссылкой на главу группы поддержки Украины при Еврокомиссии Петера Балаша.
По мнению европейских дипломатов и независимых экспертов, коррупция на Украине за полтора года, прошедших после так называемой Революции достоинства, не только не уменьшилась, а выросла и превратилась в образ жизни целого слоя населения — чиновников, правоохранителей, политиков.
Конечно, можно только радоваться фактам раскрытия коррупции среди чиновников и правоохранителей. Но есть три обстоятельства, вызывающих сомнения в чистоте мотивов борцов.
Первое. Как правило, раскрытие фактов коррупции на Украине происходит не в результате кропотливой работы правоохранителей, а в результате публикации в СМИ "сливов информации" об этих фактах. За этими "сливами" стоят вполне определенные политические и бизнес-структуры.
То есть это не результат очистительной борьбы власти с коррупцией, а результат межклановой борьбы соперничающих структур.
Так, например, получилось с увольнением и последующими обысками у бывшего руководителя "Укргазнафты" Юрия Касича. Просто на его место администрация президента решила поставить другого человека. Компромат на Касича "засветили" президенту, затем выдали в СМИ, и после возбудили против него дело. По той же схеме реализовали и дело бывшего министра экологии Игоря Шевченко.
Второе. За публикацией обвинений в СМИ вовсе не обязательно следует отстранение от должности и возбуждение уголовного дела, если соответствующий чиновник или политик лоялен к президенту и его вертикали.
Так, уже несколько месяцев прокуратура Австрии ведет дело о коррупции и отмывании преступно нажитых средств руководителем администрации президента Борисом Ложкиным. Австрийские правоохранители делают запросы в генпрокуратуру Украины, сообщают об этом в СМИ, но Ложкин продолжает руководить президентской администрацией. И таких примеров — десятки.
То есть борьба с коррупцией ведется избирательно, и тех, кто находится под защитным зонтиком президентской власти, она не касается.
Третье. Если отдельные сотрудники правоохранительных органов добиваются возбуждения дела и ареста высокопоставленных украинских чиновников, их за это жёстко наказывают. Наказывают тех, кто действовал по своей инициативе, не согласованной с генпрокурором или администрацией президента.
Спустя несколько недель Сакварелидзе тихо отправили из Киева в Одессу — руководить областной прокуратурой. От более серьезного наказания его спасло только то, что он — член команды тамошнего губернатора и друга президента Саакашвили.
План по борьбе с коррупцией от ЕС
Европейский союз борется с коррупцией на Украине привычными ему методами — внешнеполитическим давлением и угрозами экономических (в нашем случае — финансовых) санкций.
Выглядит это так. ЕС, во-первых, еще нынешней весной предложил Украине создать независимую Специальную антикоррупционную прокуратуру (САП).
Во-вторых, европейцы увязали создание САП с Планом действий по визовой либерализации. То есть сказал Брюссель Киеву, создадите эффективно работающую САП — предоставим вам безвизовый въезд в ЕС, не создадите — будете посещать Европу по визам и с ограничениями.
В-третьих, весной 2015 года Брюссель пообещал Киеву макрофинансовую помощь в 1,8 млрд евро. В мае дал 600 миллионов, а второй транш в 1,2 млрд евро прямо увязал с созданием антикоррупционной прокуратуры.
С тех пор украинская власть неоднократно намечала сроки создания САП. И каждый раз их переносила. Для начала решили создать не САП, а комиссию общественности, которая и должна произвести назначение независимого антикоррупционного прокурора.
Генпрокурор Шокин понял так, что независимый антикоррупционный прокурор будет у него заместителем. Шокина в Брюсселе поправили: независимый — значит, никому не подчиненный, то есть совсем независимый, который назначается не генпрокурором, не президентом, а общественностью.
Наблюдение за наблюдателями
Создание комиссии, которая должна назначить независимого антикоррупционного прокурора, началось с использования служебного положения руководителей страны в личных целях.
На очередном заседании Национального совета реформ президент и генпрокурор предложили ввести в комиссию четырех заместителей Шокина, часть из которых были замешаны в "бриллиантовом деле" генпрокуратуры (то, за которое Сакварелидзе отправили в Одессу).
Об этом в своем блоге сообщил участник заседания, глава правления Центра противодействия коррупции, эксперт антикоррупционной группы Реанимационного пакета реформ Виталий Шабунин.
Президент тогда успокоил общественность, мол, "кандидаты Шокина" согласованы с послом ЕС Яном Томбинским. В итоге чиновники, подозреваемые в связях с прокурорскими коррупционерами, вошли в состав комиссии по созданию независимой антикоррупционной прокуратуры.
Узнав об этом, Ян Томбинский, с которым никто ничего не согласовывал, и написал письмо в МИД Украины, в котором потребовал заменить "четверку Шокина".
"По мнению экспертов, опубликованному в отчете по результатам визита на Украину, — говорится в письме Томбинского, — процесс избрания специальной антикоррупционной прокуратуры рискует стать высоко политизированным и дать чрезмерное влияние генеральному прокурору Украины".
Посол ЕС предлагает, чтобы новых кандидатов определили представители гражданского общества.
А что же сам президент?
Он наблюдает. Не за процессом создания антикоррупционной прокуратуры, а за "береговыми защитными сооружениями" в поселке Козин Киевской области.
Дело в том, что президент Порошенко арендовал на 50 лет участок земли размером в 0,75 га в этом красивом месте на берегу реки, где построил свое поместье с белоснежным сказочным дворцом в центре. Правда, по документам цель аренды — не строительство дворца, а "наблюдение за береговыми защитными сооружениями", стоимость аренды — 1 тысяча долларов в год, что, по оценке экономиста и депутата парламента Украины Игоря Луценко, "где-то раз в 100 меньше (реальной стоимости — ред.), а может и в 200".
Поэтому-то коррупция на Украине пока и непобедима.