Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований, для МИА "Россия сегодня"
Апология статистики
Вся прошлая неделя оказалась особой. Общие характеристики информационного поля как никогда благоприятны для России. Есть на этой объективной картине, выражаемой числами, одна деталь, которую цифрами выразить трудно, — это то, что обычно называется экспертным мнением. Наше экспертное мнение состоит в том, что те российские военные специалисты, которые отвечают за формирование картины действий Вооруженных сил РФ по оказанию помощи законному правительству Сирии в его борьбе с террористами ИГ, действуют крайне эффективно и профессионально.
Так получилось, что оценить результаты их работы, хотя бы и в первом приближении, можно. Возьмем Военно-морской флот РФ. В 2013 г. упоминания о нем в мировых СМИ фактически не появлялись. 95% материалов про ВМФ пришлось на китайскую прессу при нулевом индексе агрессивности.
2014 год — возвращение Крыма и Севастополя в родную гавань, знаменитый парад Черноморского флота 9 мая 2014 года в родной базе, которая перестала быть "договорной". Черноморцы буквально ворвались в мировую политику. Индекс агрессивности материалов про российский флот в этом году составил 1,3. Много, но в несколько раз ниже, чем для корпуса статей про участие России в разрешении украинского кризиса.
2015 год, конечно, связан не только с активизацией нашего флота в Арктике и наращиванием его общей мощи, но и теми операциями, которые проводились в восточном Средиземноморье перед началом Сирийской кампании. ИА снизился до 0,91.
Наконец, октябрь 2015-го. Знаменитые кадры со стартующими "Калибрами". Индекс составил безобидную цифру 0,75.
Информационная активность: смело, товарищи, в ногу!
Понимаем, что информационную войну как средство достижения политических целей никто не отменял, но туман (надолго ли или нет — посмотрим!) рассеялся.
Информационная активность зарубежных СМИ на "расчетной" неделе осталась на прежнем уровне: был 1421 материал, стало 1454. Рост 2,2%, это в пределах статистической ошибки. Вообще-то 1400-1500 статей на российскую тему в неделю — это очень хороший показатель, особенно когда журналисты не впадают в коллективные истерики по поводу политических сенсаций, действительных или выдуманных.
Индекс агрессивности просто рухнул. Теперь значение данного показателя составляет всего 0,67 (было 0,96). Кажется, это самый низкий уровень за все время наблюдений. Информационную опасность для России можно характеризовать как среднюю. Такие оценки — это фактически эвфемизм того, что можно назвать весьма благоприятной информационной ситуацией для России.
Первая тройка стран по интенсивности информационного потока в российском контексте сохранилась, но к лидерам близко подтянулась Япония, которая сегодня является чуть ли не главным критиком российских властей, правда, исключительно за их действия в области внешней политики. Заголовки японских материалов очень емкие, информативные и составлены по всем правилам искусства для солидных журналистов-международников. "Военное вмешательство России в дела Сирии может нарушить баланс сил на Ближнем Востоке" (Nihon Keizai Shimbun, 25.10.2015); "Операция России в Сирии не должна использоваться в качестве стратегического маневра против США" (Mainichi Shimbun, 25.10.2015); "ООН больше не собрание стран-победительниц" (Yomiuri Shimbun, 25.10.2015); "Лавров и Керри отстаивают разные позиции по Сирии, но готовы к дальнейшим переговорам" (Mainichi Shimbun, 24.10.2015); "Россия усиливает критику властей Японии, собирающихся зарегистрировать в ЮНЕСКО воспоминания военнопленных" (NHK, 23.10.2015); "Не поддаваться на провокации России в Сирии! Приоритетная задача США — ответить на угрозы со стороны Китая" (JBPress, 19.10.2015). Тем не менее японская пресса — отнюдь не собрание дипломатических роботов. Двусторонние отношения с Россией читателей Страны восходящего солнца очень даже интересуют. "Губернатор Харуми Такахаси рассматривает возможность открытия магазина товаров из префектуры Хоккайдо в Южно-Сахалинске" (Yomiuri Shimbun, 25.10.2015); "Леденящее кровь путешествие по заброшенным заводам Поронайска" (Asahi Shimbun, 23.10.2015); "Перфекционизм Ульяны Лопаткиной: работать над недостатками до полного их исчезновения" (Nihon Keizai Shimbun, 19.10.2015).
Польшу мы не забыли, но она в последнее время как-то не выбивалась из общего ряда. Сегодня же она подтянулась по числу публикаций к США при всей несопоставимости их медийных машин и опять пустилась во все тяжкие: "Из-за диктатора в стране возникла политическая пустыня, в которой могут выжить только змеи и скорпионы" (TVP Info, 25.10.2015); "Российские бомбы не выбирают: в Сирии гибнут десятки мирных жителей" (Defence.24, 25.10.2015); "Генерал Скшипчак: Россия — больная сатрапия. Тем более нам стоит вооружаться!" (Fronda.pl, 24.10.2015); "Маша и медведь" — жертва антироссийских санкций. Ну, ты Путин устроил!" (Gazeta Wyborcza, 24.10.2015); "Россиянам не помог импорт продовольственных товаров из экзотических стран. В магазинах высокие цены" (Gazeta Wyborcza, 23.10.2015); "Путин играет, Запад танцует. Польша станет членом НАТО второго сорта?" (Forsal.pl, 22.10.2015); "Крым: оккупированный остров за кордоном" (Gazeta Wyborcza, 22.10.2015); "Россия не уделила достаточного внимания переменам в российской армии" (Wirtualna Polska, 21.10.2015).
Индекс агрессивности: Германия опомнилась!
Сегодня впервые за все годы наблюдений Германия вступила в клуб "нейтралов". Сделала она это демонстративно резко: всего неделю назад ее ИА составлял целых 3,2 единицы, т.е. на одну нейтральную статью приходилось более трех негативных, то сегодня этот индекс уменьшился до 0,8 — падение в четыре раза.
Сразу скажем, что один "Петербургский форум", каким бы солидным это мероприятие ни было, так ситуацию переломить бы не смог. Причины более глубокие и проистекают из тайных родников политической мысли на ледяной вершине германского политического истеблишмента. Думается, что дело в расширяющемся политическом зазоре между Германией и Францией по всему комплексу вопросов, связанных с выстраиванием отношений с Россией. Париж наглядно продемонстрировал Берлину, что с Москвой гораздо выгоднее говорить от имени национальных столиц, а не Брюсселя.
Конечно, некоторая поддержка Украины со стороны немцев продолжает просматриваться, хотя и чисто на "бытовом" поле: "Кульбиты в воздухе; Взаимные санкции Украины и России" (Der Spiegel, 24.10.2015); "Странные причины для войны; Роман о Харькове" (Frankfurter Rundschau, 24.10.2015); "Меркель похвалила курс украинских реформ" (Frankfurter Rundschau, 24.10.2015); "Вот веселуха!; Полтава между Петром I и современностью" (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 24.10.2015), ну и прочие несерьезности. А блок позитивных материалов вполне приличный и интересный: "Петербургский диалог": "Мы должны говорить друг с другом" (Deutschlandradio, 22.10.2015); "Активное партнёрство; Российские студенты из города Орёл в гостях в Оффенбахе" (Frankfurter Rundschau, 22.10.2015); "Анонс трансляции живого концерта группы "Мумий тролль": Другой такой группы нет" (ARD/Das Erste, 20.10.2015); "Волшебный Санкт-Петербург" (Deutsche Welle, 20.10.2015); "В поисках воды; Россия и Европа планируют совместную миссию на Луну" (Focus, 20.10.2015).
Украина сегодня — главная страна мира по негативу в адрес России, но и там ИА несколько снизился. Более того, появились две (!) публикации, тональность которых определена как "умеренно позитивная", например: "Путин против обмана США, НАТО, ПРО и черно-белого подхода к Украине" (Еженедельник 2000, 22.10.2015). Вообще, по данным киевских социологов, рост антироссийских настроений среди украинских граждан прекратился, а в последние месяцы наметилась даже обратная тенденция, хотя до благостной картины, понятное дело, еще очень далеко.
Коротко про индекс агрессивности в некоторых других странах: Франция — был 0,82, стал 0,5; Великобритания — был 0,93, теперь 0,82, падение небольшое, но тенденция сохранилась, США — был 1,0, стал 0,44. Невероятно, но факт!
На карте тональностей опять все в порядке. Несколько нервируют негативные цвета Грузии и Армении. В Грузии все прозрачно — это инициативы Южной Осетии: "Интервью с Мамукой Гиоргадзе: "Власти проводят российские интересы" (Новое Поколение (Грузия), 23.10.2015); "Насколько реальна "крымизация" Цхинвали" (Резонанси, 21.10.2015); Почему (в Грузии) усилился антизападный, пророссийский настрой (Резонанси, 21.10.2015). Армения менее "заострена" на конкретику, там "пастырские вопросы": "Для чего Россия командирует в Армению олигархов" (Առավոտ (Аравот), 22.10.2015); "Когда будет очередное потрясение и когда распустят партию Ара Абрамяна" (Lragir, 19.10.2015).
Наш выбор: японская ревность и польский практицизм
Сегодня мы позволим себе привести небольшой медийный фрагмент, который позволяет многое понять в нынешней международной ситуации.
По мнению японского интернет-издания JBpress (21.10), главную угрозу США представляет не Россия, а Китай. Россия продолжает наносить авиаудары по позициям сирийских оппозиционеров, которых поддерживают США. Ситуация часто освещается по американскому телевидению: решимость президента Путина и российская тактика вызывают в Америке удивление и интерес. Однако не следует отвлекаться на провокации слабой России. Во внешней политике следует отдать приоритет Китаю. Китайская тактика поэтапных мероприятий представляет реальную угрозу. Если Китай продолжит развиваться экономически, то ему будет крайне сложно противостоять. Следовательно, приоритет во внешней политике США и Японии должен быть отдан Китаю, а не России.