МОСКВА, 23 окт — РИА Новости. Госдума приняла закон, направленный на усиление ответственности за несвоевременную оплату энергоресурсов в целях укрепления платежной дисциплины их потребителей. Документ принят депутатами во втором и третьем чтении.
Закон увеличивает размер пени за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы с 1/300 до 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Такая пеня по общему правилу будет действовать для потребителей газа, тепловой и электрической энергии, горячей, питьевой или технической воды, услуг по водоотведению и по передаче электроэнергии (коммунальные ресурсы) за несвоевременную или неполную оплату энергоресурсов.
Вместе с тем, для населения предложен более "мягкий" режим взимания пени. За неоплату жилого помещения и коммунальных услуг в первый месяц просрочки пени отменяются. С 31-го по 90-й день просрочки сохраняется действующий размер пени — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а с 91-го дня просрочки пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ. Аналогичный размер и порядок начисления пени устанавливается для ТСЖ и ЖСК за просрочку оплаты энергоресурсов. Размер пени для населения за неоплату взносов на капитальный ремонт сохраняется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.
Для управляющих компаний, а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов с первого по 60-й день просрочки пени остаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, с 61-го по 90-й день — 1/170, с 91-го дня — 1/130. Для всех остальных потребителей за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются в размере 1/130 ставки рефинансирования с первого дня просрочки.
Для потребителей коммунальных ресурсов вводится обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате поставляемых им услуг и ресурсов. Такое обеспечение по общему правилу предоставляется в виде безотзывной банковской гарантии. Формирование и ведение перечня таких потребителей по каждому субъекту РФ обеспечивается главой соответствующего региона. При этом определена категория лиц, у которых отсутствует обязанность предоставлять такое обеспечение.
В отношении так называемых "неотключаемых потребителей электроэнергии" устанавливается особый порядок регулирования. Перечень потребителей электроэнергии в субъекте РФ, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля будет утверждаться губернатором. Формирование и ведение перечня таких потребителей будет осуществляться в соответствии с установленным правительством РФ порядком полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии.
Изменения в КоАП
Законопроектом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении. Одновременно усиливается административная ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам. Штраф для граждан вырастет с 3-4 тысяч до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц — с 6-8 тысяч до 30-80 тысяч рублей, юридических лиц — с 60-80 тысяч до 100-200 тысяч рублей.
Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил ограничения подачи и отбора газа, порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод и др. Для юрлиц штрафы составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц — от 10 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок от двух до трех лет. За нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, штрафы для юрлиц составят от 100 до 300 тысяч рублей. Должностные лица заплатят штраф в размере от 40 до 100 тысяч или могут быть дисквалифицированы на срок от двух до трех лет.
Причины принятия закона
Первоначальная редакция проекта закона, принятая Госдумой 18 декабря 2013 года, предусматривала лишь увеличение размера неустойки до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ за несвоевременную оплату электроэнергии. "За это время ситуация с неплатежами за потребленные энергоресурсы в стране, и без того весьма острая, усугубилась", — заявил на пленарном заседании председатель думского комитета по энергетике Павел Завальный. По его словам, "проблема настолько насущная, что надо принимать решение".
Ссылаясь на данные Минэнерго, депутат напомнил, что по состоянию на 1 октября 2015 года суммарная задолженность потребителей за энергоресурсы в России превысила 850 миллиардов рублей. Из них долги за электроэнергию составили 183 миллиарда рублей, за газ — 163 миллиарда рублей, за тепловую энергию перед ТЭЦ — 147 миллиардов рублей, за воду и водоотведение — 110 миллиардов рублей. "При этом наблюдается ежегодный прирост уровня неплатежей: долги уже превышают годовые объемы инвестиционных программ генерирующих компаний, газо-, тепло- и водоснабжающих организаций", — отметил Завальный.