Захар Виноградов, РИА Новости
В ближайшее воскресенье на Украине пройдут выборы всех уровней местных органов власти — от поселковых советов до глав городов и субъектов республики.
Еще никогда на Украине СМИ, политические партии и движения, общественность не уделяла столько внимания выборам местных органов. Украинские СМИ иронизируют: даже кандидаты в депутаты поселковых советов обещают избирателям добиться выгодных решений от МВФ и активно способствовать, например, завершению антитеррористической операции на Востоке.
И хотя это может показаться наивным, но местные выборы могут действительно существенно изменить политическую ситуацию в стране — либо стать шагом к выходу из проблем, либо еще более углубить политический, финансовый, экономический и социальный кризис на Украине.
Перемирие вместо мира
Предполагалось, что нынешние всеобщие выборы, прошедшие по всей Украине, после того как Евромайдан по сути разрушил почти повсеместно органы власти, помогут провести перезагрузку власти.
Напомню: радикалы в некоторых городах сажали глав субъектов на цепи на городских площадях. Многие местные депутаты досрочно прекратили полномочия, не приняв итогов госпереворота в Киеве. Да и вообще — политическая ситуация в стране изменилась, а местные органы власти в основном остались в том составе, что сформировался при Януковиче.
Кроме того, выборы в мятежных регионах — ДНР и ЛНР, — позволяют Киеву иметь дело с легитимно избранными представителями власти на местах, то есть искать компромисс по восстановлению целостности страны.
Но в ближайшее воскресенье на территориях ДНР и ЛНР выборов еще не будет.
В мае руководители самопровозглашенных республик направляли свои предложения по изменениям в конституции страны, предлагали провести консультации по законопроекту о выборах на этих территориях. Но президент Порошенко тогда не признавал за нынешними органами власти мятежных территорий права законодательной инициативы и в конечном счете назначил на 25 октября выборы по всей территории Украины, кроме ДНР и ЛНР.
Только после последней, октябрьской встречи "нормандской четверки" в Париже президент начал говорить о необходимости проведения выборов на территории ДНР и ЛНР. Но пока он еще ничего не сделал для этого.
Есть и еще один нюанс. На самом деле эти выборы не станут повсеместными и на всей остальной, подконтрольной Киеву территории. Они не будут проходить в 91 населенном пункте Украины, в которых, как утверждают представители центральной власти — главы военно-гражданских администраций Донецкой и Луганской областей, центральная власть не может обеспечить их (выборов) безопасность.
На самом деле, как проговорились провластные политики, выборы не состоятся на тех территориях, где особенно сильны симпатии к политическим структурам мятежных территорий или политической оппозиции центральной власти.
Так что и в этом смысле выборы, которые пройдут на Украине 25 октября, не решат вопроса "войны и мира". Войну они не остановят, скорее, это будет пока временное перемирие. Единства государства также не обеспечат.
Децентрализация под вопросом
Еще одна проблема, которую президентская вертикаль ставит себе в заслугу — это проведение децентрализации, то есть передача максимальных прав, а также возможностей распоряжаться местными бюджетами местным органам власти. Поэтому формирование новых органов власти является крайне актуальным. По сути, решается вопрос, кто будет распоряжаться местными ресурсами и средствами.
Об этом же сказано и в Минских соглашениях. То есть предполагалось, что, приняв изменения в конституции страны, расширяющие полномочия местных органов власти, Украина уйдет от излишней централизации власти, что стало одной из причин прошлогоднего госпереворота. Слишком много полномочий сосредоточилось в руках президента (прежде всего Януковича, проведшего через парламент и Конституционный суд изменения в основной закон страны) при почти полном бесправии местных органов власти.
Но и здесь возникла проблема. Во-первых, изменения в конституцию страны не приняты Верховной радой окончательно, а только в первом чтении. Но даже в первом чтении их принятие 31 августа сопровождалось столкновениями у здания парламента, в результате более 100 человек получили ранения разной тяжести, а четыре человека скончались. Против радикалов, организовавших эти беспорядки, а также активных участников столкновений возбуждены уголовные дела, часть их находится в СИЗО.
Совершенно очевидно, что принятие этих поправок в окончательном втором чтении вызовет еще большую бурю в рядах радикалов (предполагается, что второе чтение пройдет в конце декабря).
Очевидно, что при нынешнем составе ВР утверждение новых поправок, закона об Особом статусе Донецкой и Луганской областей, а также принятия закона о проведении там амнистии и выборов местных органов власти становится почти невозможным.
То есть, пообещав избирателям децентрализацию власти, предоставление больших прав субъектам республики, центральная власть Украины довести до реализации не сумела. После выборов 25 октября местные органы власти не получат ни новых более широких полномочий, ни больших прав самостоятельно распоряжаться местными бюджетами.
Да теперь и непонятно, возможно ли при нынешнем составе украинского парламента вообще внести такие изменения в конституцию, которые требуют от Порошенко участники Минских соглашений.
Новая опора президента
Для Порошенко проведение местных выборов — это теперь единственная (или главная) надежда удержать в руках власть в стране. Нынешняя Верховная рада превратилась в рыхлое и неустойчивое политическое образование. Коалиция, на которую президент опирался, как раз после 31 августа начала разваливаться. Во всяком случае, официально из нее вышла Радикальная партия Ляшко, а "Батькивщина" Юлии Тимошенко и "Самопомощь" львовского мэра Андрея Садового остались в коалиции формально, но перешли в явную оппозицию к президенту по принципиальным вопросам (изменения в конституции и назначение выборов в ДНР и ЛНР).
Значительная часть депутатов парламента работает на украинских олигархов, а не на президента и тем более не на правительство страны. Да и само правительство Арсения Яценюка, представленное в парламенте фракцией "Народного фронта", практически полностью утратило доверие основной части населения.
В этой ситуации президенту Порошенко остается надеяться на поддержку местных органов власти, где он пытается через сиюминутные союзы с олигархами и местными бизнес-элитами выстроить новый политический альянс.
С этой целью президент Украины обратился 18 октября, то есть ровно за неделю до выборов, с "просьбой ко всем избирателям — помочь создать проукраинскую коалицию в каждом местном совете, не дать возможности кому-то расшатать ситуацию".
По мнению Порошенко именно создание "проукраинской коалиции внутри страны" является главной задачей местных выборов.
"Мне с моей командой удалось создать проукраинскую коалицию в мире: вначале — европейскую, затем — трансатлантическую, сейчас — глобальную, — отчитался президент о своих внешнеполитических успехах. — Теперь наша общая задача — создать проукраинскую коалицию внутри Украины, которая бы не пыталась отвлечь внимание какими-то мелочами, а реализовывала программу реформ, которые записаны в коалиционном соглашении".
В этом высказывании ключевыми словами являются те, что не сказаны. То есть президент не сказал ни слова о парламентской коалиции, о поддержке своих реформ, а главное, о поддержке шагов по реализации Минских соглашений в парламенте и вообще в стране. Не сказал, потому что такой поддержки нет. И вся его надежда теперь на местные органы власти. Которым он только посулил, но так и не дал, ни мира, ни расширения прав.
Ну, а как же радикальная оппозиция? Она тоже действует. Как стало известно из неофициальных, но хорошо информированных источников, радикальные политические движения — Радикальная партия Украины Олега Ляшко, ПО "Свобода", Правый сектор, УКРОП, так или иначе финансируемые главным политическим и бизнес-оппонентом Петра Порошенко Игорем Коломойским, — провели переговоры и решили после выборов в местные органы власти объединиться.
И дружить они будут против президента.