В этом году российский коллектив "Хор Турецкого" отмечает свое 25-летие, юбилейный тур стартовал в октябре и продлится в течение 2015-2016 годов. О популярности и "профессиональном идиотизме", кризисе, любви к Крыму и черных списках корреспондент РИА Новости Анна Горбашова поговорила с создателем коллектива, народным артистом РФ Михаилом Турецким.
— В этом году вы отмечаете 25-летний юбилей. Все эти годы хор гастролирует в России и за рубежом с неизменными переаншлагами. В чем секрет такого стабильного успеха?
— Секрет прост — мы занимаемся любимым делом и отдаемся ему больше, чем на 100%. Это и каждодневные репетиции по шесть часов, и уроки актерского мастерства, и консультации с зарубежными гуру шоу-бизнеса. Коллектив существует с 1990 года. В 1991-м мы уже гастролировали за рубежом — Франция, Англия, Израиль. В США и Канаде дали 60 концертов, и нас называли "чемпионами свободы". Правда, в России в то время работы мы не имели, кормила нас в основном Америка, как это ни прискорбно сегодня заявлять. В процессе нашей эволюции, а начинали мы как еврейский хор, мы очень расширили репертуарные рамки — поем и духовную музыку, и эстрадную, и джазовую, и русскую народную, и советскую. В результате такая широкоформатность дает нам сегодня возможность выступать перед любой аудиторией в любой стране мира. Знаете "теорию профессионального идиотизма" Маркса? Это когда человек занимается одним и тем же постоянно. В контексте шоу-бизнеса вот есть у артиста пять шлягеров, он их поет долгие годы, и именно это его и убивает. Он перестает получать гормон радости. Мы все время в поиске, и я счастлив, что есть еще закрытые двери для меня. У нас есть возможность перерождаться, и это не дает нам забронзоветь.
— Что нового подготовили к юбилею?
— Мы подготовили праздничное шоу. В программу вошли лучшие композиции за все годы. С октября ездим по стране, планируем тур до конца 2016 года — у нас очень много поклонников, городов, стран. Думаю, всего состоится около 100 концертов.
Также в рамках юбилея этим летом начали реализовывать новый проект — "Праздник песни". В шести городах такое масштабное мероприятие организовать нам помогла госкорпорация "Ростех". Позже к нам подключились такие города, как Выборг, Красноярск и Нижний Новгород. Формат — народное караоке. Мы отобрали любимые песни нескольких поколений, которые пели вместе с многотысячной аудиторией на центральных площадях городов России. Люди охотно приходят на площадь и поют вместе с хором. Я понял, что этот формат действительно работает. Кроме того, сейчас готовим программу для Европы. Она будет состоять из фрагментов мировой классики, еврейской духовной музыки и русских песен. На такое турне есть запрос общества — будем делать.
— Ваш женский коллектив "Soprano Турецкого" пользуется такой же популярностью?
— У "Soprano" меньше медийной раскрутки, но с гастролями тоже нет проблем. 26 декабря они представят в Кремлевском дворце новую программу "Карнавальная ночь" и создадут настоящее новогоднее настроение.
— А для популярности женского коллектива что самое главное?
— Я девушкам сказал: "Вы должны так вести себя на сцене, чтобы нравиться женщинам, которые, собственно, и выбирают, на какие концерты их пригласят мужчины. Женщины должны видеть в вас союзницу, а в определенных случаях — идеал невестки для сына!"
— Дам в коллективе меньше, чем в "Хоре Турецкого"?
— Женщин не так легко спрятать на сцене, как мужиков, которые менее заметны. У них наряды, желание показать себя во всей красе, десять девушек — это уже много, а семь — идеально, больше точно не надо. Всего солисток в коллективе восемь, на случай, если кто-то забеременеет.
— У вас есть и мужской хор, и женский — целая театральная труппа с уникальными вокальными возможностями. На мюзикл или музыкальный фильм не думали замахнуться?
— На мюзикл надо положить много времени, сил и денег — сценаристы, помещение, декорации… Для этого надо прекратить на год концертную деятельность, должен прийти инвестор и сказать: "Делайте, у вас не будет никаких проблем". А кино мы уже обсуждаем с господином Акоповым (Александр Акопов — президент компании "Амедиа" — ред.).
— Как кризис сказался на вашей гастрольной деятельности?
— Арифметика простая: если раньше у нас бывало по три выступления в день, сейчас есть месяцы, где у нас 20 выступлений, и мы очень счастливы, что их не 42. В октябре у нас всего 12 выступлений — это месяц очень слабый. Ноябрь, декабрь загружены. Но работы в целом стало меньше, и это даже неплохо. Сейчас я бы не смог так работать на износ, как шесть лет назад, да и не хочу.
— Чисто гипотетически, не хотели бы в качестве хора выступить с кем-нибудь из зарубежных звезд?
— У нас было предложение выступить с Мадонной, для этого надо приехать в Лондон и сидеть там месяц-два, может быть, она найдет время встретиться… И что это нам даст? Мировую популярность? Не факт. А на свой страх и риск — это очень надо любить Мадонну и верить, что она изменит жизнь к лучшему. Может, и изменит… Но мне нужно обеспечивать два коллектива!
— Вы часто выступали в Крыму и на Украине, сегодня украинские власти вносят в черные списки артистов, выступающих на полуострове. В Крым в ближайшее время собираетесь на гастроли?
— Я как человек, выросший в Советском Союзе, Крым люблю с детства. Для меня это территория любви, поклонников и невероятно красивой природы. Мы в Крыму с начала нулевых выступали раз 15 и продолжаем это делать с огромным удовольствием. На концертах говорю о том, что единый народ находится сейчас в состоянии болезненных отношений. Это должно пройти, и артисты могут многое для этого сделать. Мы на своих концертах обязательно поем какую-нибудь украинскую песню и показываем, что сила искусства может растопить лед и наладить мосты.
— Министерство культуры Украины, судя по всему, так не считает.
— Я вам скажу честно — очень хочется в Украину ездить на гастроли, в моих прошлых воспоминаниях это живая, любящая аудитория. Меня пока не внесли в черный список, у нас же нет никакой политической подоплеки. Могут и внести, конечно, но от этого ничего кардинально для нас не изменится — у коллектива как были там поклонники, так и будут! Сама территория — она не для политиков, а для людей, которые там живут. И я очень грущу от насыщения собственного эго в политике, в отсутствии здравого смысла во многих важных вопросах.