Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Мы знаем, что заявляют США по поводу подписанного еще в начале этого месяца соглашения о Тихоокеанском торговом партнерстве (ТТП). Они несдержанными устами президента Барака Обамы говорят, что ТТП означает — "мы не можем позволить, чтобы страны типа Китая писали бы правила глобальной экономики; эти правила должны писать мы".
В России и по всему миру эту цитату приводили буквально все. Но что говорит Китай, который был демонстративно исключен из переговоров по этому проекту? Ведь с момента завершения таковых прошло уже 10 дней.
Китай вообще-то много чего говорит, но делает это способом, ровно противоположным американскому, то есть так, чтобы его высказывания никто и не заметил. Хотя вообще-то они внимания стоят, и немалого.
Еще посмотрим, кто пишет правила
Начнем вот с чего: ТТП — это не пустяк, это проект громадного значения, меняющий экономическую и особенно политическую структуру мира. Если учесть, что у него есть близнец, то есть Трансатлантическое партнерство (США-ЕС), которое должно выстраиваться в точности по таким же правилам (которые писать должны исключительно США), то мы увидим — в случае успеха проекта — мир, снова поделенный между Западом и незападом.
Незапад — это БРИКС, поскольку в две структуры-клоны не приглашают также Бразилию, Россию и Индию.
Если передел мира удастся, то не будет никакого Евросоюза, никаких структур типа АТЭС… может, и будут, но значение потеряют. И еще внутри этих ТТП и ТАП не будет суверенных государств — кроме США.
То есть флаги-то будут развеваться на прежних местах. Но вся финансовая система будет контролироваться США с их долларом, суды и арбитражи будут работать поперек границ и правительства не спрашивать. А тут еще жесткие стандарты по части экологии, авторских прав, охраны труда. Не соблюдаешь — арбитраж тебя накажет в обход твоего правительства. В общем, греческий вариант получается, когда попробуй убеги.
И — да, это предприятие компенсирует любые потери США на Ближнем Востоке, отыгрывает американские поражения типа того, что в АТЭС все больше росла роль Китая, а роль США падала… Так как же ведут себя в этой ситуации китайцы?
Для начала: максимальный уровень сделанных ими заявлений — замминистра. Ну и высказываются эксперты; впрочем, как известно, плох тот эксперт, который не знает, что думают, но не могут говорить на самом верху. И который не помогает этому "верху" или, допустим, с ним не спорит.
В последней фразе заключена, видимо, главная мысль Китая: это мы еще посмотрим, кто пишет правила, потому что неизвестно, чьи правила тихоокеанским странам нравятся больше.
Все последующие комментарии примерно к этому и сводятся — что каждая страна будет во множестве случаев выбирать между теми и иными договоренностями, торговыми союзами и прочими. Вы пишете правила? Ну, а мы их никому не пишем и не навязываем, в этом наше преимущество.
Люди любят, чтобы был выбор
Здесь надо сказать, что часть китайских комментаторов поначалу проявила слабость, заявив, что еще надо посмотреть, будет ли соглашение по ТТП ратифицировано.
Оснований к сомнениям достаточно. Во-первых, неожиданно получилось так, что тихоокеанский близнец Европы эту Европу обогнал, поскольку в Европе наметилась серьезная оппозиция подчинению Евросоюза Америке. Это отдельная и длинная история, но так или иначе атлантические переговоры по оформлению "американского мира" пока тормозятся.
Кстати, именно в порядке самообороны от "внутреннего противника" он и сказал эти не очень дипломатичные слова насчет того, что Америка будет писать правила для других. И этим нанес удар по ратификации ТТП в странах-партнерах.
В итоге в предвыборный год США могут упустить шанс взять власть над половиной мира. А тут еще сложная ситуация у участника ТТП Канады (тоже выборы)… А потом ситуация изменится.
Но давайте будем исходить из худшего — все будет ратифицировано в срок. Что будет делать Китай, а заодно с ним и Россия?
Конкурировать, предлагать партнерам более мягкую альтернативу, не диктовать: такой получается ответ. То есть одно дело ковать "кольцо всевластия", другое дело — смотреть, как себя будут вести торговые партнеры, страны и отдельные компании, в конкретных ситуациях. Люди ведь любят, чтобы был выбор. Свобода, одним словом. И если символом свободы будет Китай, так это же интересно получится.
Вот примеры, называемые пекинскими экспертами. В ТТП пока что состоят США, Канада, Мексика, Чили, Перу, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия и Новая Зеландия. Могут присоединиться Тайвань, Филиппины, Колумбия и Южная Корея.
Но, допустим, у Китая тоже заключены соглашения о свободной торговле с Австралией, Новой Зеландией, Чили, Перу и Сингапуром, а также похожие соглашения с иными странами. Для некоторых из них Китай, кстати, первый торговый партнер.
А ведь в соглашениях с Китаем тоже есть то, ради чего малые партнеры шли в ТТП — беспошлинный вывоз их товаров. Но, в случае с ненавязчивым Китаем, тот не требует тотального контроля над множеством финансовых и прочих законов страны-партнера. А сделки, напомним, заключаются отдельными компаниями, у которых в каждом случае будет выбор, с кем и как иметь дело, в рамках каких правил — жестких или мягких.
И еще одна китайская экспертная фраза, которой можно завершить разговор: "упадок глобального американского лидерства частично и вызван американской привычкой писать правила".