Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
О российском предложении рассказал во вторник, выступая на заседании форума "Россия зовет!", президент Владимир Путин. Об отказе американской стороны на следующий день сообщил с трибуны Государственной думы министр иностранных дел Сергей Лавров.
"Нам (Соединенными Штатами) было отвечено, что (американскую) делегацию направлять в Москву у них не получается и принять (российскую) делегацию в Вашингтоне не получается тоже", — сказал глава внешнеполитического ведомства.
С марта 2011 года в Сирии продолжается вооруженный конфликт, унесший, по данным ООН, жизни более 250 тысяч человек. Правительственным войскам президента Башара Асада противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются боевики экстремистских группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (признаны террористическими организациями и запрещены в РФ).
Официальный Вашингтон не поддерживает военные действия России в Сирии, поскольку считает, что Москва преследует собственные цели, тогда как Россия предложила США скоординировать совместные усилия по борьбе с терроризмом в Ближневосточном регионе.
"Военные договорятся скорее, чем политики"
Получается, что Соединенные Штаты, после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года неоднократно призывавшие весь мир объединиться против вооруженного экстремизма, отказываются от такого объединения с Россией в тот самый момент, когда военные обеих стран уже ведут боевые действия в самой "горячей" точке земного шара? Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" политолог Федор Лукьянов не удивлен таким поворотом событий.
"Откровенно говоря, подобный исход нетрудно было предсказать. Дело в том, что борьба с терроризмом — это, так сказать, "рамочная", очень общая цель, а реальные задачи, которые решают в Сирии Россия и США, — разные. И это мешает двум странам приступить к координации своих усилий", — говорит он.
По словам Лукьянова, американская идея о том, что борьба с общим врагом — терроризмом — способна объединить страны с разными политическими интересами, потерпела неудачу еще в начале 2000-х, и теперь вновь показывает свою несостоятельность. ИГ — общий враг и США, и России, однако решение сирийской проблемы в Кремле и Белом доме представляют по-разному. Москва считает необходимым действовать исключительно в рамках международного права и оказывать поддержку законному политическому руководству страны. Вашингтон называет Асада "кровавым диктатором", и все свои усилия направляет на смену режима.
Именно различные представления о дальнейшем устройстве Сирии лежат в основе российско-американских разногласий в сирийском вопросе, убежден политолог.
"Действия России в Сирии срывают американские планы. Которые заключаются в том, чтобы путем поддержки оппозиционных сил свергнуть режим Асада и взять ситуацию в стране под свой контроль. Россия же пришла в Сирию по просьбе законного правительства и оказывает поддержку именно ему. При столь разных интересах трудно представить налаживание какого-либо взаимодействия между РФ и США", — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.
По его мнению, политические разногласия не мешают, однако, российским и американским военным координировать свои усилия. И это, по крайней мере, позволяет надеяться, что не произойдет случайного обстрела или боестолкновения. Согласен с этим и Федор Лукьянов.
"Военные договорятся скорее, чем политики. И максимум, чего сегодня удается добиться, — это военная координация, о которой говорят обе стороны. Военные совместно вырабатывают некий кодекс поведения, оберегающий их от некой роковой случайности, которая могла бы иметь непредсказуемые последствия. И это очень важно", — считает политолог.
"Координация возможна, но не в публичной сфере"
Отказ Вашингтона сотрудничать с Москвой в борьбе с терроризмом в Сирии — очевидно демонстративный акт, призванный подчеркнуть, что Белый дом сохраняет свою независимую позицию, что он по-прежнему строг к Кремлю и намерен держать Россию на некоторой дистанции, утверждает Владимир Евсеев.
"В Белом доме принимают решения то о подготовке вооруженных сил умеренной оппозиции, то о поставках ей оружия, то о поддержке курдских вооруженных формирований, что сразу же вызывает недовольство Турции. Одни решения противоречат другим, потому что, например, курды и так называемая умеренная оппозиция противостоят друг другу. Параллельно делаются столь же противоречивые заявления. И отказ координировать антитеррористическую борьбу с Россией — прямое продолжение этой непоследовательной политики", — говорит он.
По мнению аналитиков, ситуация во многом определяется не только внешней, но и внутренней политикой кабинета Барака Обамы. Надвигающиеся президентские выборы и та сложная ситуация, в которой оказались США после того, как Россия начала наносить точечные авиаудары по позициям вооруженных экстремистов, заставляют американского президента постоянно искать, как "сохранить лицо". По мнению Федора Лукьянова, это у него получается не слишком хорошо.
И все же, удастся ли России и Америке в конце концов наладить военно-политическую координацию и сделать борьбу против безусловно общего врага — терроризма — совместной? Дмитрий Абзалов убежден, что иного пути просто нет, вопрос лишь в том, в какой форме будет осуществляться такая координация.
"Политики в данном вопросе не могут не договориться. Но, скорее всего, согласовывать свои действия они будут вне публичной сферы. Обмен взаимными упреками и обвинениями при этом может продолжаться, однако пойти на открытый диалог с Кремлем для Обамы сейчас означает очень серьезно подорвать свои позиции внутри страны. Потому координация возможна, но не в публичной сфере. Не исключаю, что она осуществляется и сейчас", — говорит аналитик.
"На мой взгляд, реальное антитеррористическое сотрудничество на Ближнем Востоке все же состоится. Но лишь после того, как Овальный кабинет в Белом доме займет преемник Обамы", — считает Владимир Евсеев.