Выступление первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в Нью-Йорке 12 октября 1960 года — неоднозначный эпизод времен "холодной войны", связанный с "ботинком Хрущева", которым тот якобы стучал по трибуне ООН.
Впервые выступив в ООН (в рамках поездки по США) в сентябре 1959 года с призывом к всеобщему разоружению, Хрущев осенью 1960 года лично возглавил советскую делегацию на сессии ГА ООН и принял непосредственное участие в работе Ассамблеи в течение трех недель. Он выступил в Ассамблее с речью о восстановлении законных прав Китая в ООН, несколько раз выступал по различным вопросам, пользуясь правом ответа.
23 сентября в докладе на сессии он предложил принять Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, настаивая на ее рассмотрении непосредственно на пленарном заседании ГА с участием глав государств.
12 октября при обсуждении порядка (процедуры) рассмотрения Декларации представитель Филиппин Лоренцо Сумулонг заявил, что документ должен в равной степени затрагивать страны и народы Восточной Европы, лишенные гражданских и политических прав и "поглощенные" СССР.
Выступление представителя Филиппин особенно возмутило Хрущева. Пытаясь привлечь внимание председательствующего на сессии ирландского дипломата Фредерика Боланда и получить слово для возражений, Хрущев и члены советской делегации стали кричать и стучать кулаками по столу. Именно в этот момент, по одной из версий, советский лидер и воспользовался своим правым ботинком для усиления эффекта.
Получив слово, Хрущев с трибуны возмутился тем, что филиппинский оратор, которого он назвал "холуем американского империализма", выступает по существу вопроса, а не по процедуре, а "председатель симпатизирует колониальному господству, не останавливает его". И закончил: "Мы живем на земле не милостью божьей, и не вашей милостью, а силою и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость. Не заглушить вам голос народа, голос правды, который звучит и будет звучать!
Конец, могила колониальному рабству! Долой его! И похоронить его, чем глубже, тем лучше!"
На следующий день в газете New York Times вышла статья о том, как Хрущев "размахивал своим ботинком (shoe) и стучал им по столу, добавив это к длинному списку раздражающих выходок на Генеральной Ассамблее".
Статью сопровождала фотография, на которой перед Хрущевым, сидящим за столом советской делегации, видна легкая, частично открытая летняя туфля.
Появившийся позднее кадр, на котором Хрущев якобы размахивает ботинком на трибуне ООН, признается результатом монтажа и обработки оригинального снимка, распространенного за подписью "Никита Хрущев стучит кулаком по трибуне, выступая на Генеральной Ассамблее ООН".
Единого мнения относительно того, действительно ли Хрущев стучал своей туфлей по столу, до сих пор не существует.
Как писал в книге "Язык мой — друг мой" знаменитый переводчик Виктор Суходрев, "Хрущев начал барабанить кулаками по столу. /…/ В какой-то момент, я вдруг вижу — он снял с ноги ботинок и стучит уже им".
Известны слова начальника 9-го управления КГБ генерал-майора Николая Захарова: "Хрущев снял с ноги полуботинок и начал размеренно, словно маятник метронома, стучать по столу".
Зять Хрущева, главный редактор "Известий" Алексей Аджубей, год спустя выступая на XXII съезде КПСС, тоже рассказал, что Хрущев "во время одной из провокационных речей /…/ снял ботинок и начал им стучать по столу".
Вместе с тем, автор биографии Хрущева "Человек и его эпоха", американских журналист Уильям Таубман, ссылаясь на свидетельства своих коллег, писал, что Хрущев только размахивал туфлей, но не стучал ею. По словам Джона Лонгарда из журнала Life, не менее десяти фотографов направили на Хрущева камеры, но тот просто поставил туфлю на стол. Никто не пропустил бы выигрышный кадр, но его нет.
Относительно же самого факта появления туфли в руках Хрущева существует версия некоей технической сотрудницы ООН, работавшей в тот день в зале. Она сообщила, что Хрущеву, шедшему к своему месту перед заседанием, случайно наступил на пятку один из журналистов, толпившихся вокруг советского лидера, и туфля слетела. По словам служащей, она подняла ботинок и подала его Хрущеву — после чего тот действительно стучал им по столу.
Сын Хрущева Сергей, присутствовавший в зале ООН, в интервью "Российской газете" придерживается той же версии: "Когда Никита Сергеевич вошел в зал, его со всех сторон обступили журналисты, и один из журналистов наступил ему на пятку, и из-за этого ботинок, а точнее сказать "сандаль", слетел. Хрущев его не стал надевать, так как перед камерами толстому человеку наклоняться и пытаться надеть обувь было неудобно. Он ушел и сел на свое место, а ботинок ему принесли служащие, накрыли салфеткой и поставили перед ним.
В это время выступал представитель Филиппин, который неосторожно сказал, что народы Восточной Европы сами находятся в роли колонизированных стран. И тут поднялся настоящий крик: выскочил представитель Румынии и стал кричать на филиппинца. В это время Хрущев поднял руку, намереваясь взять слово, а председательствующий на заседании посол Ирландии его не увидел.
Хрущев помахал одной рукой, второй, а затем взял свой сандаль и помахал уже им, потом, как я думаю, он все же постучал им по своему столу и был наконец замечен".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников