Концертный зал имени П.И. Чайковского — один из крупнейших филармонических залов Москвы. Его здание на перекрестке Тверской улицы и Садового кольца было построено на месте, где в начале ХХ века располагался театр "Буфф-миниатюр" Шарля Омона (1901), затем театр легкого жанра "Зон", после Октябрьской революции 1917 года — Театр РСФСР.
В 1922 году старое здание было передано ТИМу — Театру имени Вс. Мейерхольда. В течение десяти лет здесь шли спектакли режиссера Всеволода Мейерхольда. В 1932 году ТИМ переехал в другое помещение, а на Триумфальной площади началась серьезная перестройка и реконструкция. Мейерхольд хотел построить небывалую сцену-трансформер, чтобы исключить "эффект рампы", стереть границу между актером и зрителем. Театральная арена состояла из двух способных вращаться и опускаться кругов — большого (нынешняя сцена) и малого (современный партер).
Мейерхольд и его команда — архитекторы Алексей Щусев, Михаил Бархин и Сергей Вахтангов — успели к 1938 году построить костяк здания в кирпиче и бетоне. В 1939 году режиссер был репрессирован, а театр закрыт.
Построенный на месте театра зал, в архитектуре которого были отчасти использованы идеи Мейерхольда (расположение зрительских мест полукругом, охватывающим сцену), перепрофилировали в концертный.
В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро "Маяковская", в 1940 году закончена внутренняя отделка нового концертного зала, оригинальная эллипсоидная форма которого обеспечивает прекрасную видимость и слышимость в любой его точке.
12 октября 1940 года состоялось торжественное открытие Концертного зала, которому было присвоено имя композитора Петра Чайковского.
На открытии выступал Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова, звучали симфонические и вокальные произведения Чайковского.
В первый сезон в зале выступали дирижеры Николай Голованов, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский; пианисты Эмиль Гилельс, Яков Флиер, Яков Зак; скрипач Давид Ойстрах, виолончелист Святослав Кнушевицкий, певцы Мария Максакова, Сергей Лемешев и Иван Козловский. Проходил авторский вечер композитора Сергея Прокофьева.
В зале был установлен старинный орган фирмы "Э.Ф. Валькер" (Людвигсбург, Германия), который с 1839 года находился в петербургском соборе Святых Петра и Павла на Невском проспекте.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в Зале имени Чайковского состоялись 1,5 тысячи концертов. Среди них — выступления Русского народного оркестра, Государственного ансамбля народного танца Игоря Моисеева, Государственного хора имени М.Е. Пятницкого, Краснознаменного ансамбля песни и пляски под управлением Александра Александрова, Хора под руководством Александра Свешникова и балетные вечера.
После войны Зал имени Чайковского постепенно превращается в многофункциональную концертную площадку.
В 1950 году сцена Зала имени Чайковского была украшена изображением Герба СССР с лентами союзных республик, а само здание передано в ведение Московской филармонии.
В 1959 году в Концертном зале чехословацкой фирмой "Ригер-Клосс" был установлен новый орган, который позже был признан одним из лучших в России.
С 1962 года зал стал одной из главных площадок Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В дальнейшем на сцене проводились Международный конкурс струнных квартетов имени Дмитрия Шостаковича (1999, 2004), Международный конкурс альтистов Юрия Башмета (2006).
В начале 2000-х годов были установлены новые кресла, отреставрирован пол. Возрождена идея Мейерхольда — разборный партер, который позволяет проводить в малом круге камерные концерты или же размещать оркестр для оперных постановок.
В сезоне 2007/2008 Московская филармония открыла Камерный зал на 98 мест. В начале следующего сезона два зала Московской филармонии — имени Чайковского и Камерный — были объединены в одно пространство общим входом через вестибюль Зала имени Чайковского.
Был проведен еще один этап реконструкции зала по улучшению акустики. Для этих целей в зале была установлена современная электронная система коррекции акустики.
Проведены работы по восстановлению исторического облика Зала имени Чайковского. В процессе реставрации был обнаружен пол первоначального проекта строительства зала — наливной бетон с мраморной крошкой, сохранившийся с 1930-х годов. Отличительной особенностью пола является его рисунок: лучи, идущие от одной колонны к другой. Отреставрированы колонны, порталы, светильники, вся система освещения, сняты лишние перегородки, что позволяет увидеть оригинальную архитектуру первого этажа.
Благодаря современному парку уникального светотехнического и акустического оборудования отвечающего высоким требованиям сегодняшнего дня, в Концертном зале имени П.И. Чайковского проводятся концерты любого формата — оперные постановки, концерты классической музыки, балеты, гала-представления, юбилейные мероприятия, концерты солистов, органные вечера.
Концертный зал имени Чайковского вместимостью более 1,5 тысячи мест является одной из главных концертных площадок Московской филармонии. Здесь проходит около 300 концертов в год, которые посещают более 350 тысяч москвичей и гостей столицы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников