Рейтинг@Mail.ru
Альфред Нобель, пятеро норвежцев и тунисские миротворцы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Альфред Нобель, пятеро норвежцев и тунисские миротворцы

© AFP 2024 / Jonathan NackstrandМедаль лауреата Нобелевской премии
Медаль лауреата Нобелевской премии
Читать ria.ru в
Те люди, которые еще верят, что эта премия дается за мир, как завещал великий Нобель, задавали в этом году вопрос: а почему же не дать ее за достижение минских договоренностей по Украине, замечает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

Присуждение Нобелевской премии мира тунисцам, которые не дали превратить свою страну в Ливию — вроде бы и хорошее решение. В том смысле, что могли бы наградить кого-то или что-то совсем несуразное. Но даже и при таком решении ощущение того, что Нобелевка — если не в этом году, то в целом — окончательно превратилась в весьма спорную премию, остается. И это ощущение интереснее всего прочего.

Ждали скандала — а нет его

Представители политической организации Квартета национального диалога в Тунисе
Квартет национального диалога в Тунисе
Квартет национального диалога — это Тунисский профсоюз рабочих, Тунисская индустриальная конфедерация, Тунисская лига прав человека, Тунисский союз адвокатов. Опыт этого "квартета" и впрямь интересен, ведь уже и не вспомнишь, что арабские бунты начинались именно с Туниса, который с тех пор оказался благополучно забытым по той простой причине, что оттуда приходит не так много плохих новостей, как из прочих "революционных" стран.

Страна уцелела, хотя и перенесла настоящее потрясение. В том числе и потому, что рабочие, работодатели и примкнувшие к ним сумели как-то договориться и частично стабилизировать обстановку. Будем надеяться, что надолго, если не навсегда.

В любом случае вот вам тунисский привет украинцам, и не только им: оказывается, есть арабские образцы не только самоуничтожения, но и методы и технологии национального спасения.

Но надолго ли этот довольно удачный выбор спасает премию мира от ежегодного недоумения по поводу того, кого награждают, и причем тут вообще мир? Дошло до анекдотов. Если кто еще эту шуточку не читал, то вот вам: Барак Обама вошел в Книгу Гиннесса, став первым Нобелевским лауреатом мира (2009 год), разбомбившим другого Нобелевского лауреата мира (1999) — организацию "Врачи без границ", с ее больницей в Афганистане.

Те люди, которые еще верят, что эта премия дается за мир, как завещал великий Нобель, задавали в этом году вопрос: а почему же не дать ее за достижение минских договоренностей по Украине? Ведь на сегодня факт прекращения гражданской войны налицо, факт усилий трех посредников, принуждавших к миру подписантов Минска (то есть фактически восток и запад Украины) — тоже налицо. Можно было бы даже заняться подсчетом покойников: сколько мирных жителей Донбасса было уничтожено киевскими карателями, пока те вели войну, и сколько было бы еще уничтожено, если бы война продолжалась с прежней интенсивностью. В Тунисе такого числа жертв не было, кстати.

Но вы же понимаете — ладно дать Нобелевку Ангеле Меркель и Франсуа Олланду. Так ведь тогда надо давать ее еще и Владимиру Путину. Вместо этого в информпространство вокруг премии 2015 года вбросили попросту дикую идею — наградить одну Меркель, и не за Минск, а за ее усилия по части приема в Европе арабских и прочих беженцев! Более того, Меркель считали даже наиболее вероятным кандидатом, и выбор Туниса можно считать своего рода красивым уходом от скандалов по этому поводу.

Зал, где проходит пресс-конференция Нобелевского комитета
Профессор МГУ: вручение премии Алексиевич - вызов литературе
Строго говоря, не первый год мы наблюдаем этот изящный пируэт Нобелевского комитета — наградить кого-то вовсе неизвестного за бесспорно доброе дело. Тогда вроде и спорить не о чем, не считая вопроса, чем хуже множество подобных лиц и организаций, премию не получивших.

Комитет, похоже, наглухо встал в оборонительную стойку, заботясь более о собственной репутации, чем о чем-то ином. Кстати, это относится и к литературному Нобелю, который слился, похоже, с "мирным" Нобелем в какую-то единую морально-философско-политическую ежегодную акцию, вроде перформанса художника-скандалиста. Ни мира, ни литературы, а сплошная акция.

Европейский аргумент

Что с этими людьми происходит? Но здесь можно поставить вопрос по-другому: а кто они, "эти люди", сколько их, как зовут?

Да никаких секретов. Их пятеро, все норвежцы, а именно — Каси Кулман Файв, Берит Рейс-Андерсон, Ингер-Мари Иттерборн, Турбьерн Ягланд, Хенрик Сайсе, Олаф Ньйольстад. Не сомневаюсь, что напутал с написанием норвежских имен (это великое искусство), но так или иначе — хоть кого-то, кроме Ягланда из Совета Европы, вы здесь знаете?

И еще: а не чересчур ли рассчитывать, что эти назначаемые норвежским парламентом на их пост пятеро пусть вполне достойных обитателей северной окраины мира (уместно вспомнить слово margin — край, обрез книжного листа) способны выносить какое-то приемлемое для всей планеты моральное суждение по части добра и зла, мира и войны. А ведь именно так поначалу мыслилось: Нобелевская премия — всемирная, первая, недостижимый авторитет для всей планеты. В точных науках и в той сфере, куда относится мир и литература.

Есть замечательный материал, где аргументированно объясняется, как и почему проделала свой более чем вековой путь идея — премия мира, от завещания Альфреда Нобеля с его "теми, кто принес наибольшее благо человечеству" и "сделавшими более всего для братства наций, для роспуска или уменьшения постоянных армий и для проведения мирных конгрессов", до… До идеи, что устойчивый мир может покоиться только на концепции прав человека.

Автор эту историю уж как-нибудь знает, поскольку речь о Франсисе Сейерстеде, председателе Нобелевского комитета мира в 1991-1999 годах. Тех самых годах, когда в западной цивилизации возникла иллюзия, что теперь мир будет одним сплошным Западом, а истории пришел конец. Соответственно, вердикт пяти норвежцев (и судящих литературу шведов) становился бы ежегодным событием глобального значения, всемирным уроком морали и философии.

Но, как известно, по итогам того самого десятилетия произошло-то с нашим миром совсем иное. Он стал более разнообразным по части ценностей, он стал больше о них спорить. Да, сам Нобель, шведско-российский химик, изобретатель и бизнесмен, в конце своего XIX века воспринимал западную цивилизацию как чуть ли не единственную в мире, как лидера, до которого прочие должны тянуться. Что объяснялось взглядом на карту, где Индия и Англия были закрашены одинаковым цветом, Китай был сонной развалиной, Африка была комплектом колоний, Латинская Америка — банановым раем…

Так Нобель, понятно, и воспринимал завещанную им потомкам премию как всемирную, в том числе по части моральных ценностей. Но сегодня-то мир другой. Что мы и наблюдаем по реакции на мирно-литературные решения его наследников. Никакого почтения. Более того, если "они" так присуждают премии за гуманитарные дела, то как насчет всякой физики и химии — а что, если в мире есть физики и химики посильнее?

Хочется предсказать, что скоро утихнут даже и споры насчет того, кого шведы и норвежцы наградили по гуманитарной линии. Хотя спорить приятно и полезно. Западная цивилизация достойна любопытства и уважения (так же, как все прочие), ее представления о ценностях и морали весьма интересны. Но ей теперь приходится эти ценности доказывать и отстаивать в каждодневной идейной борьбе. Спорить на равных, если не со слабых позиций (с учетом того, что западная цивилизация уже натворила и продолжает творить). И хорошо еще, если найдутся желающие с западниками спорить.

Кстати, присуждение премии мира тунисцам, возможно, спасшим свою страну от наихудших последствий революции, — очень сильный аргумент в этой дискуссии. Пятеро норвежцев — молодцы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала