Российская авиация за время этой "работы" (с внезапной помощью Каспийской флотилии) смогла уничтожить около 40% инфраструктуры боевиков. Такие данные привел посол Сирии в РФ Рияд Хаддад. Как сообщали российские военные, ликвидированы командные пункты и склады с оружием, общежития боевиков и лагеря по их подготовке, многочисленные "цеха" по переделке обычных пикапов в своего рода "тачанки", подпольные "минизаводы" по производству бомб для террористов-смертников.
Официальное объявление о наступлении
Для официального объявления о начале наступления на позиции боевиков было выбрано здание клуба Военного-морского колледжа ВМС Сирии в городке Джебла. Сюда привезли группу российских журналистов, а также наших сирийских коллег из местных агентств, газет и телеканалов.
Заходим в помещение клуба. На минуту кажется, что ты не в 2015 году под Латакией, а где-нибудь под Читой в середине 1980-х — оформление клуба выполнено из знакомых дубовых панелей, в зале — красные откидные кресла. Только вот портреты на стенах и в президиуме немного другие.
В кафедре поднимается важный армейский чин — начальник Генштаба вооруженных сил Сирии генерал Али Абдуллах Аюб. Его выступление совсем короткое, и хорошо заметно, что это не экспромт.
"Удары российских военно-воздушных сил подорвали боевые возможности международной террористической группировки ИГИЛ и других террористических формирований… Сегодня вооруженные силы Сирийской Арабской Республики начали широкомасштабное наступление с целью уничтожения террористических группировок и освобождения районов и населенных пунктов, которые страдали от террора и преступлений", — объявляет генерал.
Признаки того, что готовится что-то широкомасштабное, на авиабазе "Хмеймим", где расположена группировка российской ударной авиации, были заметны невооруженным взглядом. В последние дни интенсивность вылетов российских самолетов резко выросла. Один за одним со взлетной полосы поднимаются бомбардировщики Су-24 и Су-34, вооруженные высокоточными ракетами и бомбами, или штурмовик Су-25, или истребитель Су-30СМ.
Последний самолет особенно интересен — в отличие от своих коллег, он не наносит удары по наземным целям. Его задача — обеспечение безопасности самолетов и самой авиабазы "Хмеймим" с воздуха. При этом авиации у террористов "Исламского государства" или "Джебхат ан-Нусры" пока замечено не было…
Примерно для этих же целей служит и группировка вертолетов, также развернутая на авиабазе. Это, прежде всего, транспортно-боевые вертолеты Ми-8АМТШ, а также ударные вертолеты Ми-24. Вертолеты вооружены управляемыми и неуправляемыми авиационными ракетами, а Ми-24 — еще и 30-миллиметровой пушкой.
Зато экипажи Ми-8АМТШ оснащены очками ночного видения, что позволяет летать им ночью, в том числе на предельно малых высотах — 5-10 метров над ровной поверхностью. На такой высоте вертолеты недосягаемы для большинства видов вооружения. А Ми-24, который летчики за угловатую форму его кабины и, конечно, скорость и агрессивность, ласково называют "крокодил", в это время будет прикрывать с воздуха.
Вертолеты используются для охраны самого аэродрома и разведки — они поднимаются в небо перед стартом самолетов-бомбардировщиков. Их цель — обеспечить безопасность самих вылетов. Ближайшие позиции боевиков находятся примерно в 30-40 километрах от аэродрома (по крайней мере, находились до наступления армии), и никакие меры безопасности лишними не будут.
Экипажи самолетов и вертолетов, ремонтники и связисты, гражданский персонал — они и составляют "население" авиабазы "Хмеймим". Живут все в небольших мобильных вагончиках на две-четыре кровати (количество соседей зависит от звания и ценности специалиста). Командование базы гордится, что возвести ее удалось всего за несколько недель.
Тут действительно есть на что посмотреть: впечатляют, например, мобильные хлебопекарни и огромные машины, палатка со станком для глажки армейских простыней, а также мобильные бани. "Пропускная способность бани — 10 человек в час", — сообщил журналистам сопровождающий офицер. За какое время можно помыть всю базу, он назвать отказался, сославшись на военную тайну.