Святые Стефан и Владислав Сербские
Стефан II Первовенчанный – первый сербский царь, венчанный на царство первым сербским архиепископом Саввой.
По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при императоре Ираклии в VII веке, хотя в соседней Македонии христианство было известно еще со времен апостола Павла.
Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира император Василий Македонянин прислал к ним греческих священников. Окончательному же утверждению христианства у сербов во многом способствовала миссия святых Кирилла и Мефодия.
В XIII веке папа римский попытался усилить свою власть в Сербии. Но монах Савва, брат князя Стефана, отправился к Константинопольскому патриарху в Никею, где была его резиденция после взятия Константинополя крестоносцами и до восстановления Византийской империи в 1261 году. Выслушав рассказ о тяжелом положении сербского христианства и угрозе римского влияния, "Никейский" патриарх Мануил I в 1219 году рукоположил Савву в архиепископа и признал Сербскую православную церковь автокефальной.
Вернувшись на родину, Савва, который и раньше деятельно участвовал в делах государственных в качестве ближайшего советника своего брата князя Стефана, теперь все силы свои положил на то, чтобы создать неразрывный союз между Сербской православной церковью и сербской державой во имя спасения православия и сохранения сербов как нации.
Вместе с коронованным им братом Стефаном святитель Савва добился того, что Христос стал для сербов смыслом жизни, борьбы, страдания, свободы, обновления и труда — для церкви, государства, народа, семьи и отдельного человека он практически стал единым.
Средний сын царя Стефана, принявшего в старости монашеский постриг и передавшего трон старшему сыну Радославу, получил царство без борьбы: дядя-архиепископ не допустил вражды между братьями, и когда в правлении старшего наступил кризис, убедил его принять монашество и передать власть среднему брату — Владиславу.
Как и во времена царя Стефана, при царе Владиславе влияние святителя Саввы было определяющим. А когда тот решил уйти на покой и собрал в 1233 году собор для избрания себе преемника, царь со всем двором прибыл на него, чтобы выслушать наставления и принять заповедь хранить и оберегать церкви.
Весной 1234 года святитель Савва отправился в паломничество на Святую землю, а в 1236 году на обратном пути умер в Болгарии и был с великими почестями погребен в монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.
Чтобы перенести останки святителя на родину царю Владиславу пришлось самому ехать в Болгарию договариваться. Наконец мощи святого Саввы Сербского были торжественно перенесены Милешевский монастырь, где пребывали до 1594 года, когда турки сожгли эту величайшую сербскую святыню на Врачаровой горе в Белграде. На этом месте сейчас воздвигнут величественный собор святого Саввы.
Царь Владислва, по примеру отца и брата, когда в стране назрел очередной кризис, добровольно передал власть брату Урошу.
Главным же наследием святителя Саввы и его венценосных сродников Стефана и Владислава стала Сербская православная церковь, прославившая всех троих в лике святых.