МОСКВА, 5 окт — РИА Новости, Ольга Никушкина. Армии Востока издревле славились конницей. Всадники Чингизхана, Тимура, Великих Моголов не знали себе равных в искусстве выездки и боя верхом. В средневековой Индии каждый знатный мужчина был просто обязан управлять конем. Тогда-то и появились специальные игры, в которых кавалеристы соревновались в мастерстве боевой выездки.
С тех пор все изменилось, конницы на вооружении на Индостане больше нет. Остались лишь верховые пограничные отряды, да конная полиция. И вооружены они давно не копьями – главным оружием средневекового кавалериста – а автоматами и винтовками. Но есть места, где еще можно увидеть настоящих могольских конных воинов – это праздники, которые еще проходят благодаря усилиям энтузиастов, в основном потомков знатных родов. Принцы, раджи и малики приглашают на состязания команды из разных районов и областей.
Предки участников таких соревнований, или лучше сказать богатырских игрищ, служили Великим Моголам: династии, завоевавшей Индию в средневековье. А кто-то даже считает себя потомком греческих военачальников, которые приходили сюда с Александром Македонским в IV веке до нашей эры. В северном Пакистане такой праздник ежегодно осенью организует влиятельный местный землевладелец, глава старинного феодального рода принц Малик Ата Мухаммад Хан.
На залитом солнцем поле – пустом после сбора урожая – собираются разноцветные живописные всадники. Их традиционные одежды с высокими тюрбанами не изменились со времен пра-пра-прадедов… От благородных и холеных лошадей невозможно оторвать глаза. Вокруг поля раскинулись белые шатры – места для принца, его свиты и почетных гостей. Импровизированные "трибуны" из складных стульев под белыми шатрами по бокам спрятаны от солнца платками, коврами и покрывалами.
Принц Ата Мухаммад Хан в роскошном высоком тюрбане в окружении почетных гостей сидит на возвышении, окруженном охраной с автоматами. Но все это носит, скорее, церемониальный характер. Вряд ли кто-то на самом деле ждет нападения. Вокруг толпой стоят местные крестьяне. (У них есть свой праздник – гонках на быках). Рядом с трибунами на ослиных повозках продаются самые разные товары — разноцветная упряжь, каскетки, аксессуары для наездников… Тут же торгуют свежим гранатовым и лимонным соком, сахарным тростником… В котлах в масле жарится какая-то еда – сладости к чаю… Ближе к трибунам на белых столиках предлагают чай в идеально белых фарфоровых чашках… Яркое голубое небо, яркое солнце, белые шатры …
На утрамбованном поле выстраиваются команды. Одну от другой можно отличить по цветам костюма. На белых курта-паджамас (традиционные брюки и блуза) надеты разного цвета жилеты, как правило, подобранные в цвет высоких тюрбанов. На поле тем временем выставлены ряды деревянных колышков. Всадники приготовили пики, все ждут сигнала принца.
И вот сигнал! Рыцари из каждой команды (а первое, что приходит на ум при виде красавцев-всадников – это рыцарский турнир) по очереди на полном скаку наколоть копьем колышек — маленькую прямоугольную дощечку. Если получалось, они гордо поднимали трофей над головой. У некоторых получалось подцепить сразу два колышка. А вот сразу три при мне не получилось ни у кого. Да и с единственной дощечкой справиться получалось не у всех. Иногда было заметно, что всаднику еле-еле удается удержаться в седле. Это зависело от того под каким углом он наклонился, а также от того, насколько глубоко копье вонзилось в землю.
Тем гостям, которые приехали на праздник впервые, объясняют, что же собственно происходит: в старину всадники, совершавшие предрассветные набеги на лагерь противника, использовали свое мастерство владения копьем, чтобы на полном скаку вытащить колышки из вражеских шатров. Те падали на спящих неприятельских воинов, после чего в лагере начинался хаос и разорение. Британцы, правившие Индией почти два столетия, тоже полюбили эту игру и дали ей название tent pegging (tent peg- колышек, для натягивания палатки).
Есть также версия, что эта забава появилась, когда всадники учились противостоять боевым слонам. Конные воины должны были очень точно ударить в болезненное место: под ноготь на пальце боевого слона. Этот удар заставлял огромное животное развернуться от боли и сбросить своего погонщика. А иногда даже взбеситься от ужаса и побежать обратно, растоптав собственную пехоту.
Каждый всадник имеет несколько попыток зацепить дощечку. Видно, что участники гордятся своим мастерством, любят лошадей, с удовольствием позируют перед зрителями. Конечно, каждому "рыцарю" приятно победить. Но все же главное здесь то, что они приехали и приняли участие в состязаниях, поскольку верят, что красивая традиция их семей, их мир и образ жизни не должны умереть.
Тент-пеггинг в 1982 году был признан Олимпийским Советом Азии, а в 2000-х и Международной Федерацией Конного спорта. В настоящее время проводятся как Азиатские игры, так и международные соревнования. Наиболее популярен этот вид спорта в Пакистане, Индии, Израиле, Омане, Южной Африке, Австралии и Великобритании. Однако праздник, который регулярно проходит у имении этого принца, это не просто состязания – это традиция, которой уже не один век, и которая ни разу не прерывалась.
Завершается день танцами лошадей, которые в наши дни можно увидеть все реже и реже. Лошадь держат за поводья, за ними следуют музыканты с традиционными дудками, волынками (в Пакистане, как ни удивительно это смотрится, волынки и клетка-тартан стали традиционными для военных оркестров) и огромными барабанами. А лошадь – красивая, гордая, под музыку перебирает передними ногами, делает реверансы и повороты корпусом. Хотя, справедливости ради надо сказать, что "зеленые" выступают против танцев лошадей. Но все, наверное, зависит от тренера, наездника, владельца… Ведь любые виды конного искусства можно превратить в издевательство над лошадьми…
Из феодальных праздников вышли многие популярные сегодня конные игры. В том и числе и игра в поло, популярная у нынешнего европейского бомонда. Считается, что придумали ее много веков назад кочевые народы Средней Азии, затем поло стало популярным в Персии и соседних государствах, хотя в пакистанской области Гилгит жители уверяют, что это именно их предки изобрели поло. Затем игру подсмотрели британские колониальные офицеры. К счастью, и поло, и тент-пеггинг признаны всевозможными международными ассоциациями. И пока им не грозит исчезновение. Однако увидеть, как проходили конные праздники столетия назад, теперь можно, пожалуй, лишь глядя на всадников с пиками в долине реки Инд.