БАНГКОК, 5 окт — РИА Новости, Евгений Беленький. Новые временные законодательные органы — конституционная ассамблея и Совет по управлению реформами — созданы в Таиланде после того, как временный парламент "провалил" проект новой конституции страны, созданный их предшественниками.
Объявления об окончании формирования новой конституционной ассамблеи из 21 человека и Совета по управлению реформами из 200 человек размещены в понедельник на интернет-сайте временного правительства Таиланда.
Конституционный конфликт
В Таиланде с мая 2014 года у власти находится военное правительство, во главе которого стоят генералы, совершившие государственный переворот и свергнувшие законно избранное правительство премьер-министра Йинглак Чинават. Военные, захватившие власть под лозунгами прекращения уличных беспорядков и достижения национального согласия после девяти лет интенсивного политического конфликта в стране, создали временные органы законодательной и исполнительной власти.
Помимо временного парламента, депутаты которого были назначены Национальным советом мира и порядка (НСМП, военное правительство) и временного кабинета министров, сформированного таким же образом, были созданы еще и конституционная ассамблея и Национальный совет по реформам. Перед ними поставлена задача создать новую конституцию и спланировать реформы в социально-политической и управленческой сфере, которые могли бы обеспечить установление в стране "истинной демократии". Под "истинной демократией" таиландские власти понимают систему, при которой невозможен был бы приход к власти "политиков-популистов" и "диктат большинства".
По мнению экспертов, проект конституции и план реформ составлялись с расчетом не допустить в будущем к власти семейный клан Чинават. Старший брат Йинглак Чинават, миллиардер Таксин Чинават, правительство которого было также свергнуто военным переворотом в 2006 году, сейчас находится в эмиграции и руководит своими сторонниками из-за границы.
Партии, созданные Чинаватом, побеждали с большим перевесом на всех всеобщих выборах в Таиланде с 2001 года. Их противники трижды приходили к власти неконституционными методами. Из-за проводившихся правительством Чинавата широких социальных программ он пользуется огромной популярностью среди малоимущих граждан Таиланда, составляющих большинство электората. Его противники — большая часть городского среднего класса и традиционная элита, имеющая огромное влияние в вооруженных силах страны.
После провала первого проекта конституции в Совете по реформам и парламенте прежняя конституционная ассамблея и сам Совет по реформам были распущены. Военные объявили после этого, что передача власти выборному гражданскому правительству откладывается с 2016 года на середину 2017 года в связи с длительностью процесса разработки и принятия конституции и органических законов к ней, в том числе закона о выборах.
Новые люди, прежние задачи
Новой конституционной ассамблее поставлена задача создать проект конституции в течение шести месяцев, после чего он будет обсуждаться в совете по управлению реформой, а затем в парламенте. В случае прохождения этих инстанций проект конституции будет вынесен на всенародный референдум.
Главой новой конституционной ассамблеи стал 77-летний ветеран таиландской политики, бывший сенатор и премьер-министр (в этой должности он пробыл 17 дней в 1991 году) Мичай Рычупхан, возглавлявший конституционную ассамблею после военного переворота 2006 года. Под его руководством была создана конституция, принятая на референдуме в 2007 году и отмененная в мае 2014 года вновь пришедшими к власти военными. Рычупхан также стал вторым гражданским лицом в составе НСМП.
Несмотря на смену состава авторов основного закона и масштабных реформ, "политический заказ" для них остается прежним, считают эксперты. Прежде всего, это создание в стране "управляемой демократии" и предотвращение нового витка политического конфликта.
Однако если предыдущий проект основного закона писался в условиях, когда военное правительство сомневалось, необходим ли стране референдум по конституции, то сейчас механизм принятия конституции через всенародный референдум уже законодательно оформлен временным парламентом Таиланда, и текст проекта придется писать с учетом его "проходимости" на референдуме, который становится теперь единственным реально демократическим элементом в механизме создания новой конституции страны.